Події

Когда рассыхались наполненные спиртом деревянные баки первых советских ракет, ракетчики радовались

0:00 — 6 листопада 1999 eye 662

О малоизвестных фактах нашего ракетостроения «ФАКТАМ» рассказывает «совершенно секретный» главный конструктор КБ «Южное» Михаил Галась, некогда являвшийся прямым начальником будущего Президента Украины Леонида Кучмы

Мощной фигурой Галась скорее напоминает молотобойца. И вправду, начав с колхозной кузницы, он окончил престижный ленинградский вуз, да так и остался «кузнецом»: ковал ракетный щит и меч Родины, нагонявшие страх на врагов. Генеральный конструктор, Герой Соцтруда, лауреат самых престижных премий, академик Академии космонавтики им. К. Циолковского, в энциклопедии он не попал: то, чем занимался этот человек, имело высшую степень секретности. В узком кругу его так и называли когда-то: «ГалаСС», то есть «совершенно секретный Галась». Теперь фамилия главного конструктора, который недавно отметил свое 70-летие и был награжден орденом Ярослава Мудрого, уже не представляет гостайны.

«Горючее со спиртом находилось под усиленной охраной»

-- На фоне триумфа «Зенита» как-то не верится, что первые советские ракеты пытались делать из дерева…

-- Ракета Р-1 была точной копией немецкой ФАУ-2, -- рассказывает Михаил Галась. -- Правительство распорядилось к 1954 году довести серийный выпуск ракет до 2,5 тысяч штук в год. Мы должны были штамповать их, как кастрюли! Но задание усложнилось тем, что в стране не хватало стратегического сырья -- алюминия. И тут А. Щербаков, зам. главного конструктора Уральского филиала КБ Королева, ради экономии предложил вариант ракеты Р-1 с… деревянными баками. Оборонный отдел ЦК партии и Минобороны поддержали инициативу. Баки изготовили, наполнили компонентами топлива (спирт плюс жидкий кислород) и стали испытывать на радость заводчан: спирт вытекал, испарялся… Пришлось деревянные баки пропитать специальными составами, а охрану «горючего» -- усилить.

В конце концов опытные образцы ракет, собранные в Днепропетровске, привезли в Загорск для стендовых испытаний, но за лето баки рассохлись и горючее потекло. Больше к этим бакам не возвращались. Щербаков ушел в авиационную технику, а главного конструктора Уральского филиала перевели в КБ «Южное» заместителем генерального конструктора Михаила Янгеля по испытаниям.

-- А вы сами-то почему остались у Янгеля, а не пошли к Королеву?

-- Михаил Янгель был обаятельнейшим человеком и как конструктор не имел себе равных. Уже не секрет, что многие его «изделия» превосходили созданное Королевым и другими конструкторами: они были лучше, надежнее, дешевле. Поэтому, хотя у Сергея Королева работали многие мои однокашники (в том числе Георгий Гречко, ставший впоследствии космонавтом-исследователем), а мне самому предлагали заняться морской тематикой, я хотел работать у Янгеля.

Он видел перспективы, о которых многие не помышляли, -- продолжает Михаил Галась. -- Яркий пример -- ракета Р-36, с которой начинались страшная для врагов «Сатана» и нынешний мирный носитель «Днепр». На базе Р-36 были созданы первые в стране ракетные комплексы с разделяющимися боеголовками, единственный в мире -- с орбитальной боеголовкой, целое семейство космических носителей «Циклон».

-- Вам повезло -- вы были ведущим конструктором Р-36…

-- Насчет везения не знаю: месяцами не бывал дома. Испытания не всегда проходили гладко, были аварии, но когда ракету отработали -- получился шедевр! Именно с созданием ракеты Р-36 американцы признали паритет, а орбитальный вариант ракеты перечеркнул все их надежды на эффективную противоракетную оборону. Это детище КБ Янгеля могло достичь любого континента, причем полет орбитальной боеголовки в те времена зафиксировать было невозможно, как и вычислить, куда она направляется. Стало ясно: победителей в ракетно-ядерной войне не будет.

Потом американцы мечтали взять реванш, но и Янгель не думал почивать на лаврах. К тому времени в Днепропетровске был создан первый мобильный комплекс с межконтинентальной ракетой, которую перевозили и запускали прямо из контейнера. Янгель решил и Р-36 поместить в контейнер, из которого она бы выталкивалась под действием газов, а уже в полете включались маршевые двигатели. Даже ближайшие сподвижники Янгеля не верили в такое чудо: одно дело подбросить яблоко, другое -- двухсоттонную махину. Но Михаил Кузьмич доказал, что это возможно. Так появился ракетный комплекс повышенной эффективности и защищенности SS-18, который американцы прозвали «Сатаной».

Все, кто прошел школу Янгеля, добились успеха

-- Вы долгое время руководили группой ведущих конструкторов КБ «Южное», и в вашем подчинении был Леонид Кучма…

-- На страницах «ФАКТОВ» Леонид Данилович рассказал, как Янгель буквально спас ему жизнь. Хочу дополнить воспоминания Президента еще одним эпизодом. Однажды Генеральный пригласил меня в свой кабинет и сказал: «Я нашел тебе хорошего помощника. Замечательный парень и толковый организатор. Уверен, он станет настоящим ведущим конструктором, а в будущем, возможно, и начальником КБ. Это Леонид Кучма». Приказ о назначении Леонида Даниловича в группу ведущих конструкторов был подписан в 1964 году. Ему тогда исполнилось 26 лет.

-- Какое у вас сложилось впечатление о нем?

-- Янгель не ошибся: Кучма схватывал все на лету. Спустя некоторое время его назначили ведущим конструктором космического носителя «Циклон-2». Техника сложнейшая, задача -- государственной важности (эта ракета была одним из главных звеньев системы противоспутниковой обороны страны), а Кучма только лишь постигал тонкости управления огромным коллективом. «Циклон-2» выводил на орбиту спутники-разведчики, спутники-мишени, истребители спутников. Однажды за три дня провели три пуска. Темпы фантастические! От ведущего конструктора и технического руководителя испытаний зависела судьба разработки. В итоге среди космических носителей наш «Циклон-2» стал мировым лидером по надежности, за четверть века его эксплуатации (с августа 1969 г. ) проведено более ста пусков -- и ни одного неудачного!

Леонид Кучма был техническим руководителем при создании изделия 11К77 -- ныне это всемирно известный «Зенит», составляющий сердцевину международного проекта «Морской старт».

Все, кто прошел школу академика Янгеля, как правило, добиваются успехов. Янгель умел подбирать кадры, доверял молодым ответственную работу. Ведущими конструкторами у него были С. Конюхов -- ныне генеральный конструктор КБ «Южное» им. М. Янгеля, А. Мащенко -- первый зам. генерального конструктора; В. Команов -- заместитель генерального по программе «Морской старт», лауреат Ленинской и Госпремии Украины; А. Агарков -- главный конструктор ракет космического назначения, зам. генерального; С. Ус -- главный конструктор, Герой Соцтруда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР… Выбор Янгеля всегда был точным и взвешенным, такой же позиции придерживаются его преемники и последователи.

-- Действительно, по ракетам «мы впереди планеты всей», но одними ракетами сыт не будешь…

-- С этим я категорически не согласен! Каждый успешный пуск -- это плюс Украине, новые заказы и технологии, рабочие места, увеличение зарплаты. Сейчас мы обеспечены заказами на несколько лет вперед, а число желающих воспользоваться коммерческими услугами «Зенита» все увеличивается. Успешно проведен коммерческий запуск английского спутника (в апреле 1999 года) носителем «Днепр», созданным на базе ракеты SS-18 (»Сатана»). Мы свято выполняем завет М. Янгеля, который еще в годы «холодной войны» на основе боевых ракет создал ряд надежных, экономичных и эффективных космических носителей.

Сейчас наше КБ занимается не только ракетами. С легкой руки Президента Украины Леонида Кучмы «Южмаш» освоил серийное производство трех типов троллейбусов, которые уже перевозят пассажиров во всех городах Украины и в пяти странах СНГ. На полях страны работают комбайны «Славутич», разработанные КБ «Южное». Наша техника хорошо зарекомендовала себя на Чернобыльской АЭС, мы создаем ветроэнергетические установки. Наши конструкторы разработали экономичные герметичные зернохранилища, недорогие и несложные (при их внедрении потери зерна в стране сократятся до 1-2%, ныне же они составляют едва ли не пятую часть)…

-- Ежегодно 25 октября ракетчики отмечают день рождения академика М. Янгеля. Вы родились в один день с ним…

-- Не знаю, что это: простое совпадение или знак судьбы? Для меня всегда праздник, когда есть любимая работа, когда рядом друзья и дорогие мне люди, с которыми я разделяю все радости и невзгоды, создавая самую совершенную в мире технику.