Культура та мистецтво

Тех, кто пришел на московский концерт «океана эльзы» в шароварах и кокошниках, пускали бесплатно

0:00 — 12 листопада 1999 eye 476

На праздники украинские артисты рванули в Москву. «Мюзик-холл» -- следом за ними

«Океан Эльзы», концерт в рамках фестиваля российско-украинской дружбы «Гарна Украина» (ночной клуб «Бифитер», ночь с 6-го на 7-е ноября)

Все ведь не случайно, как вы знаете, наверное. Вот взять те же октябрьские праздники -- сколько лет прошло, живем, можно сказать, в другое время -- а все туда же: четыре выходных, стало быть, провести их надо с толком. И в те еще славные годы сложилась хорошая традиция -- проводить праздники в столице наш…, пардон, уже ихней родины -- городе-герое Москве. С другой стороны, себя тоже надо показать, тем более, что некоторые наши музыканты -- давно уже знакомые и желанные гости в Москве и вообще в России. Словом, к чему это я разговорился-то так, а?!. А к тому, что «Мюзик-холл» плюнул на всяческие бытовые домашние прелести и вместе с группой «Океан Эльзы» рванул на гастроли в Москву. В качестве сопровождающего, значит. Чтобы, во-первых, собственными глазами увидеть, как же проходит у музыкантов весь гастрольный процесс, а не только концерт, а во-вторых, чтобы все это вам рассказать. Ну, поехали.

Оказывается, музыканты -- народ в целом серьезный, не суетливый, не «фуфел какой-нибудь», как говорит соло-гитарист «Океана» Паша Гудимов. Поэтому за четырнадцать минут до отхода поезда группа не спеша, что называется, только-только появляется -- ребята только что отыграли концерт, собрали вещи и сразу на вокзал. Также не торопясь (одиннадцать минут до отхода), продюсер «Океана» Климов поздоровался со звукорежиссером Димой Иванием (он был звукорежиссером первого альбома «ОЭ») и Ступкой. Не Богданом, а Евгением, НЕ родственником. К сожалению, именно на последний вопрос чаще всего приходится отвечать одному из самых известных в Украине саунд-продюсеров, который с недавних пор работает с «Океаном» (в новом альбоме «Океана» звук будет «его»). Впрочем, в эту поездку Женю пригласили в качестве клавишника.

Словом, на перроне мы оказываемся минут за восемь до отхода поезда. При этом билетов у нас нет, как вы понимаете -- ну зачем таким орлам билеты?!. Есть у нас, правда, бумажка, по которой проводник обязан разместить «подателей сего» в проходящем поезде. Но где, как -- это уже наши проблемы. Для начала всю группу запускают в тамбур, а сам Климов… остается на перроне. Произошла неувязочка: в бумажке «ехающих» -- 8, а налицо, как говорится, 9. Или 10 -- точно никто не знает. Музыканты не то чтобы волнуются -- даже наоборот, «шутят»: «Да зачем нам этот продюсер?!. » -- раздаются крики. Все знают: Климов выкрутится из любой ситуации. Этим продюсер отличается от нормальных людей. И точно: когда поезд уже тронулся, Климов появляется откуда-то из другого вагона. Просочился, прошел через стену?.. Ответ знает только ветер. Тьфу ты, то есть только Климов.

Едем. Итак, нас пообещали «разместить», но пока -- только стоячие места в коридоре вагона. Пассажиры музыкантов узнают, приветствуют, правда, приютить никто не предлагает. Наконец, оседаем в свободных купе другого вагона. СВ, между прочим, но это не для форсу, а по необходимости -- в других вагонах свободных мест почти нет. Выясняется, музыканты с утра (кажется, даже с прошлого) ничего не ели -- это тоже случается -- не по бедности, конечно же, а из-за нехватки времени. Солист группы Слава Вакарчук пьет чай -- его горло на протяжении всей поездки опекают все члены группы, а также не члены группы, но сочувствующие. А дело происходит хоть и в вагоне, но все же ресторане, а потому и музыка там «правильная», какая положена для поддержания аппетита -- в основном, произведения в жанре т. н. «русского шансона». Одну -- «Владимирский централ» -- раз пять крутили, и так она всех достала, что Славик даже стал поднимать палец вверх и пробовал в шутку подпевать -- «как положено», «с надрывом», с хрипотцой.

Анекдоты после еды -- святое дело. У музыкантов анекдоты узкопрофессиональные. Пользуясь тем, что барабанщик Денис сидит за другим столом, тема этого вечера -- барабанщики. Хит вечера: «Просыпается утром барабанщик из рок-группы. Сел на кровати, взял палочки. К нему подходит маленький сын и спрашивает: «Па-ап, а пап, а ты когда вырастешь, кем станешь?!. » Очередной взрыв хохота, и хотя Денис уже рядом и этот анекдот рассказывают при нем уже в третий раз, он не обижается и только рукой машет, дескать, что с вас взять… Позже выясняется, что басиста Юру последние дни донимает аритмия, и все переключаются шутить на эту тему. Вот. А так, в целом, скажу я вам, музыканты -- народ душевный и незлобивый.

Москва встречает снегом -- первым у них, как выясняется. Холодно, а одеты все еще по-осеннему. Если Пугачеву встречают чуть ли не у трапа с «Линкольном», то у наших музыкантов запросы скромнее -- хоть бы какая-то машина(ы), -- все ж таки в метро с гитарами переться как-то неудобно. Стоя посреди московской грязи, Климов ловит сначала одну, потом вторую машину. Курс -- гостиница посольства Украины, что на Арбате. Короткая передышка -- и нужно уже ехать в клуб настраивать аппаратуру. Опять прыгаем в машины -- пятеро в каждую, нам попадается водитель-виртуоз во всех смыслах: матерился так же, как и ездил, -- долго кружил, пока нашел дорогу, но до самой улицы Никольской все-таки нас не довез -- проезд закрыт.

«Бифитер» -- клуб молодой, но стильный. Находится почти в центре Москвы -- на всем известной Лубянке. Выделяется этот клуб тем, что здесь играют только «эксклюзив» -- те музыканты и группы, которых нельзя услышать в других клубах. За день до нас здесь играли наши же «Вопли» (по словам директора клуба, «народ реально сходил с ума»), через неделю после нас -- интересная группа «Смысловые галлюцинации» из Екатеринбурга. На входе под объявлением о концерте «Океана» и «ВВ» приписка: «В кокошниках и шароварах -- вход бесплатный».

Директор клуба Евгений Кацнельсон уже ждет нас, а вместе с ним -- бойкая телеведущая канала «МТВ» московского розлива -- ребят рассаживают и сразу записывают большое интервью. (Всего за вечер их было три; приезд «Океана» -- безусловно, событие дня, новую песню группы «Сосны» постоянно крутят по местному радио). Пока нет посетителей, ребята настраиваются -- акустика в клубе, мягко говоря, оригинальная -- низкие потолки, сцена крохотная, -- чтобы людей больше в зале поместилось. Зато атмосфера во время концерта потрясающая -- музыканты играют практически в метре от танцующих, и более «живого» общения с публикой не придумаешь. Зато и играть тяжелее -- любая лажа сразу видна и слышна, а московская публика -- это вам не «добренькая» киевская. Если что не так -- могут, как говорится, и помидорами закидать. (Именно поэтому любой концерт в Москве -- своего рода проверка для музыкантов «на вшивость», на конкурентоспособность). Ребята настраиваются долго и тщательно.

После настройки нас ждет полноценный ужин (или обед?) от руководства клуба -- увы, граждане, мы опять-таки имеем дело с единственным за сутки случаем так называемого «правильного» питания. А вы, небось, думали, что музыканты едят часто и много?.. Так знайте -- желудки у музыкантов маленькие, а проблемы с ними они имеют большие. Почти все.

Народу в зал набилось изрядно, фактически «биток». «Океаны» начинают задумчиво, с длинного вступления. Но уж когда москвичи притихли, на их голову обрушился первая пачка «боевиков», включая старинный «Там, де нас нема» и новомодные «Сосны». Звучит группа непривычно -- за счет добавленного синтезатора саунд группы стал глубоким, плотным, гитарные примочки разбавляют «ударную волну». Москвичи вначале недоверчиво, а потом все более проникаясь «ха-а-хляцким музоном», уже хлопают, уже приветствуют и, чу, -- кажется … подпевают. Ну да, натурально -- песню «Сосны» знают на память. Так им полюбилась новая песня «Океана», что даже проверенный временем боевик «Позич менi сонце» не вызывает такого ажиотажа, публика скандирует -- «Сос-ны»!.. Да, песня действительно успешная -- и формат у нее широкий, и звук модный, и сделана качественно. Часовая программа закончилась полным единением двух братских народов -- юные м-а-а-сквички завтра побегут на «Горбушку» скупать альбом «Океана», а нашим, приятно, черт подери, что Москва принимает нас всерьез. В половине второго, после «бисов», ребят, наконец, отпускают. После концерта наши парни сидят в баре уже в окружении москвичек -- на каждого приходилось минимум по одной, максимум -- по две. Кажется, кое у кого даже наклевывалось вполне удачное и закономерное продолжение вечера, но это уже не для печати…

P. S. 10 ноября в праздничном концерте ко Дню милиции в ГКЦЗ «Россия» приняла участие еще одна украинская певица -- Таисия Повалий. Материал об этом концерте читайте в ближайших номерах «ФАКТОВ».