К такому выводу пришли эксперты телекомпании «Бьютико», подведя итоги опроса жителей Великобритании, которым было предложено назвать 20 самых красивых женщин столетия. Фотография красавицы-итальянки в первый день нового века будет запечатана в спепциальную «Капсулу тысячелетия», чтобы грядущие поколения смогли оценить, насколько хороши были их далекие предки.
София Шиколоне появилась на свет 20 сентября 1934 года в римской больнице для неимущих. Ее мать, Ромильда Виллани, не отличалась ничем особенным, кроме разве что своей незавидной судьбы. Провинциальная актриса влюбилась в актера передвижного театра Рикардо Шиколоне, забеременела и ринулась в Рим по следам его труппы. Она просила и устраивала скандалы, но Рикардо не женился на ней. Правда, в конце концов он уступил и официально признал дочь, а через некоторое время у Софи появилась сестричка. Но Ромильда Виллани так и осталась матерью-одиночкой.
Софи Лорен нечасто вспоминает о своем детстве. Оно было голодным и трудным. «При рождении мне были даны два великих преимущества: ум и нищета», — сказала она как-то. София росла в маленьком селении Поццуоли под Неаполем, где жили ее дедушка и бабушка. Спала вместе с матерью и сестрой на тоненьком тюфяке, разложенном прямо на полу. Девочка была высокой и настолько худой, что получила обидное прозвище Стечетто (жердь): прозябавшая в нищете семья не раз находилась на грани голодной смерти. А стены дома, в котором взрослела будущая звезда, украшали многочисленные надписи «Софи -- зубочистка». Так ее прозвали за неуемную любознательность.
Самое яркое впечатление детства — открытие в деревушке первого кинотеатра. Малышка Шиколоне с замиранием сердца смотрела на экран — игра знаменитых голливудских актеров открывала ей многогранность еще не познанной жизни. «Эти фильмы вывели меня в мир», -- скажет она много позже
В один прекрасный день вдруг оказалось, что гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя — буквально за несколько недель девочка расцвела. Ей было тогда четырнадцать. Она избавилась от нескладности и угловатости, получив взамен великолепные женственные формы.
Девочка-подросток принимает участие в конкурсе красоты «Принцесса моря». Вот она, первая ступенька к славе: Софию признают лучшей из двенадцати участниц, и за победу она получает несколько рулонов обоев (это ведь первые послевоенные годы, и в Италии, как и во многих европейских странах царит нищета и бедность), кухонную скатерть с салфетками, около 23 тысяч лир (35 долларов) и бесплатный железнодорожный билет до Рима.
Вместе с матерью София Шиколоне возвращается в столицу, и уже через год получает титул «Мисс Изящество» на общенациональном конкурсе красоты в Риме. Вскоре юная итальянка впервые снимается в кино — в массовке. Подобно сотням других статисток, обивает пороги приемных продюсеров в поисках своей удачи. Она представляется Софией Лодзаре. Но этому имени не суждено было стать знаменитым
В шестнадцать с небольшим София становится еще и «Мисс Лациум», победив на очередном конкурсе красоты. Именно тогда на нее обращает внимание Карло Понти — уже известный продюсер, чей фильм «Рим — вечный город» в то время пользуется небывалым успехом. Понти вручает ей свою визитку. Однако Софи поначалу не придает этому никакого значения: во-первых, миланский адвокат, возглавлявший кинокомпанию «Понти Де Ларентис», был на 20 лет старше, во-вторых, на 20 сантиметров ниже — 154 против ее 174. Но Понти был не просто продюсером — он был хорошим продюсером. Интуиция подсказала ему: эта девушка рождена для кино. Он приглашает Софию в свой офис и убеждает работать с ним
Вскоре Софию Лодзаре утвердили на главную роль в фильме «Африка под морями». «Роль ваша, -- сказал Понти, -- есть только одно но. Мне не нравится имя. Оно звучит вульгарно и просто никуда не годится. Вот Торен звучит замечательно, но уже было!» — размышлял он, глядя на плакат своей предыдушей картины, главную роль в которой сыграла некая Марта Торен. Понти стал «склонять» фамилию, в алфавитном порядке, меняя заглавные буквы Так появилось имя.
Софи, не знавшая отца, мечтала о настоящей семье. Тяжелое детство придало ей некоторый оттенок практичности: хотелось иметь близкого человека, который помог бы стать на ноги и в житейском смысле, и в плане карьеры. Карло Понти был именно таким человеком. Однако то был не просто расчет. Они даже сами не заметили, как и когда деловое общение переросло в глубочайшее чувство. Карло Понти и Софи Лорен полюбили друг друга. Ей тогда было неполных 17, ему — уже 38. У него были жена и двое детей
Актерскую же судьбу Софи Лорен предрешила встреча с Витторио де Сика, который стал ее любимым режиссером. «Я обожала его, -- признается она. -- История нашей любви продолжалась 20 лет, а результатом стали 14 фильмов». В их первой совместной работе «Золото Неаполя» Софи сыграла роль продавщицы пиццы. Зрители заметили молоденькую актрису и полюбили ее: она была одной из них, только красивее.
1955 год становится в итальянском кинематографе годом Софи Лорен: на экраны выходят сразу четыре фильма с ее участием. Она затмевает двух главных любимиц публики Сильвану Мангано и Джину Лоллобриджиду. В фильме Блазетти «Жаль, что ты такая каналья » партнерами Софи были Витторио де Сика и мало известный в ту пору Марчелло Мастроянни. Их игра восхитила всех.
В 1956 году Софи Лорен отправилась покорять Голливуд. Ее успех в Америке был ошеломляющим. В 1962-м как лучшая иностранная актриса года она получает «Оскар» — по сей день единственный «Оскар», присужденный неанглоязычной актрисе. Это был триумф, но Софи чувствовала, что основная роль, ее Роль, должна быть сыграна в Италии. Лорен возвращается на родину и снова начинает работать с де Сика -- в картине по антифашистскому роману Альберто Моравиа «Чочара». Главная роль была предложена знаменитой итальянской актрисе Анне Маньяни, а Софи должна была сыграть дочь героини. Но прима наотрез отказывается играть вместе с Софи и произносит исполненую сарказма фразу: «Да разве я могу быть матерью такой оглобли?» Де Сика пытался уговорить Анну, но она оставалась непреклонной. «Послушай, Витторио, если тебе так нравится эта Лорен, дай ей роль матери», -- не выдержав, ядовито процедила Маньяни За «Чочару» Софи была награждена многими призами.
В 1957 году Лорен и Понти уехали в Мексику, где Карло оформил разрыв с супругой и тут же женился на Софи. В Италии еще не было тогда закона о разводе, расторгнуть брак мог только Ватикан. Однако мексиканский штамп не удовлетворил Церковь -- бракоразводный процесс Понти с прежней супругой тянулся целых десять лет. Пресса смаковала все детали и перипетии этого щекотливого дела. Так как Понти ушел от своей законной жены, его в открытую называли двоеженцем, а Лорен досталась «роль» сообщницы. Кроме того, Ватикан во всеуслышание объявил их преступными грешниками, а совместную жизнь Карло и Лорен -- святотатством. Их обоих ждало отстранение от церкви, что по тому времени было равносильно изгнанию. Это наложило отпечаток на дальнейшую жизнь: видимо, памятуя о былых скандалах, Понти никогда не делал жене подарков, которыми она могла бы изумить окружающих.
Впрочем, вещи и слова в их отношениях, пожалуй, мало что значили. Когда любовь только распахивала перед ними свои врата, Карло прислал Софи маленькую коробочку, в которой лежало обручальное колечко — его признание и предложение Она пригласила его на ужин. «В тот вечер я приготовила ему свое любимое блюдо «Peperoni al Forno» (стручковый перец, сделанный по особому рецепту). Для меня это было равносильно признанию в любви, — рассказывала потом Софи. — Мы молча взяли друг друга за руки, и я поняла: это на всю жизнь». Они никогда не давали взаимных клятв в любви и верности. В этом просто не было необходимости.
Только в 1962 году Карло Понти получил официальный развод, а в 1966-м во Франции супруги вторично сочетались браком. Теперь уже абсолютно законным. К тому моменту за плечами Софи было уже много прекрасных фильмов, слава и неродившиеся дети.
Карьера актрисы и огромное желание Лорен стать матерью постоянно сталкивались, каждый раз не оставляя женщине никакого выбора. Она очень хотела иметь детей. Она не могла не сниматься. Она не умела просто отыгрывать роль, и кино отбирало у нее то, в чем она больше всего нуждалась.
На съемках фильма Витторио де Сика «И с тех пор они жили вместе» (1960) Софи была вынуждена подолгу стоять босыми ногами в ледяной воде горной реки. Так она потеряла своего первенца. В 1961 году вместе с Чарльтоном Хэстоном снимается в картине «Эль Сид». Напряженный график и испанская жара становятся причиной второго выкидыша. А в 1963-м, на съемках фильма «Вчера, сегодня, завтра» с Марчелло Мастрояни она лишается третьего нерожденного ребенка. В четвертый раз это случилось в 1967-м. Врачи советуют отказаться от дальнейших попыток и предлагают Понти подумать об усыновлении. Карло и Лорен в один голос восклицают: «Нет!»
Когда в 1968 году Софи вновь забеременела, она обратилась к женевскому врачу Юберу де Ваттевилю -- лучшему в мире специалисту. Он дал ей три совета. Покой, покой, покой — раз. 20 часов в сутки лежать — два. Никаких контактов с внешним миром — три. Причем ограничений следует придерживаться как минимум в течение шести месяцев — до самого рождения ребенка. Для темпераментной итальянки это равносильно тюремному заключению. Но она говорит: «Да!» В женевском отеле «Интерконтиненталь» Понти снимает двойные аппартаменты (четыре комнаты, отдельная кухня, два телефона), где Софи и живет вплоть до родов. Несмотря на полное соблюдение советов врача, беременность была трудной, и когда пришла пора рожать, доктор Юбер заявил, что необходимо кесарево сечение. Актриса вспоминает, как, находясь под наркозом, услышала голос анастезиолога: «Ребенок мертв». Ей не хотелось возвращаться в этот мир, но тут прозвучали слова профессора Юбера: «У нас мальчик».
На какое-то мгновение Софи очнулась, увидела сына и снова потеряла сознание. Когда она окончательно пришла в себя, Карло Понти был рядом. Сына назвали в его честь — Карло-младший, Карлетто. И Софи сразу же стала настоящей неаполитанской матерью — очень заботливой и немного безумной.
В том же 1969 году журналисты Голливуда на основании опроса, проведенного в 38 странах, присуждают Софи Лорен приз «Золотой шар» как самой популярной актрисе мира. А спустя четыре года она родила Эдуардо, несмотря на настоятельные советы врачей прервать беременность, которая могла стоить ей жизни. Муж и дети становятся центром ее вселенной. «Если бы мне предложили сниматься в самом лучшем, в самом важном в мире фильме, который, однако, мог бы причинить хоть какой-нибудь вред моей личной жизни — супруги или матери, я бы ответила: нет уж, спасибо. Потому что кино — это кино, а жизнь — это моя жизнь», — признавалась она.
На этой неделе Софи Лорен исполнилось 65. Она давно признана самой великолепной драматической актрисой в мире, а ее имя стало нарицательным символом красоты и сексуальности. Американский журнал «Пипл» даже придумал для Лорен специальный титул «Вечно сексуальная» и перестал включать ее в свои ежегодные рейтинги: Софи Лорен вне конкуренции. Австрийский журнал «Ньюс» опросил более полумиллиона читателей -- и 157 053 из них назвали ее «самой красивой женщиной столетия». Ее ближайшая конкурентка, американская телезвезда Кармен Электра получила всего 37 тысяч голосов.
Когда весной этого года Софи Лорен вручала «Оскар» своему соотечественнику режиссеру Роберто Бениньи, она в тысячу первый раз заставила публику замереть в благоговейном восторге, появившись в шикарном вечернем платье черного цвета. И снова посыпались признания. Ведущая церемонии Вупи Голдберг: «Для меня Софи — лучшее доказательство того, что Бог не разучился творить прекрасное». Элизабет Тейлор: «Софи выглядит сказочно. Как женщина я ей завидую». Джорджио Армани — один из самых именитых законодателей моды: «Она красива и сексуальна, как двадцатилетняя».
Ее творческий диапазон неисчерпаем: актриса, награжденная самыми престижными призами, писательница, член жюри международных кинофестивалей. Снявшись за сорок с лишним лет почти в шестидесяти фильмах у ведущих режиссеров мира, Софи Лорен создала обобщенный образ женщины XX века.
У нее прекрасные взрослые дети: 26-летний Эдуардо -- продюсер, 30-летний Карло -- известный дирижер. «Если честно, многие свои концерты я сначала играю для мамы » — признается он. И еще Карло вспоминает, что самым серьезным потрясением для мамы стало известие о том, что он курит. К остальному она относится философски.
Сама же актриса о своей жизни говорит так: «В 20 лет мне хотелось одного — стать знаменитой. В 30 я добилась славы, но думала только о детях, которых потеряла. В 40 поняла, что все-таки чего-то достигла: я твердо стояла на ногах. В 50 я сказала себе: Господи, годы бегут так быстро, но что можно сделать. И я нашла рецепт: в 50 жизнь нужно любить еще больше, чем в 20. А сейчас я мечтаю только об одном: хочу наконец стать бабушкой. — И кокетливо добавляет: Самой сексуальной бабушкой в мире».