Події

Действительно ли в чернобыльском саркофаге происходят всплески цепной реакции?

0:00 — 13 листопада 1999 eye 503

Ответить на этот вопрос помогут приборы, разработанные киевскими учеными-ядерщиками

Вероятность развития самоподдерживающейся цепной реакции (СЦР) в ядерных завалах саркофага давно беспокоит ученых. Они не могут уверенно сказать, действительно ли эти события уже имели место или переполох возник из-за сбоев приборов, ведь техника работает в крайне тяжелых условиях. СЦР коварна -- она возникает непредсказуемо и поэтому способна застать врасплох сотрудников объекта «Укрытие». Это тем более опасно, что началось выполнение крупномасштабного плана SIP по укреплению конструкций уникального объекта. При проведении многих работ здесь одновременно будут находиться сотни, а то и тысячи людей, и возможная СЦР несет реальную угрозу их переоблучения.

Вскоре ученые смогут узнать, возможна ли реакция -- по крайней мере, в той части завалов, которая доступна для исследований. Это позволят сделать переносные нейтронные генераторы, разработанные в Научном центре «Институт ядерных исследований».

-- Проблема заключается в том, что неизвестны количество ядерного топлива и его критические параметры (они определяют вероятность возникновения реакции) в том или ином месте саркофага, -- говорит заведующий отделом СКТБ «Тритиевая лаборатория» Николай Коломиец. -- Ведь топливо находится в составе причудливых сплавов -- во время аварии оно, превратившись в лаву, расплавило все, что находилось на его пути. А наш генератор способен определить критические параметры того или иного куска лавы. На основании этих данных можно судить о вероятности возникновения СЦР. Исследования с помощью генератора включены в план SIP, но о конкретных сроках их проведения говорить пока рано.

Другие ядерно-физические комплексы разработаны почти тридцать лет назад, но до сих пор имеют большую научную ценность.

-- Речь идет, прежде всего, о спектрометрах быстрых нейтронов -- с их помощью можно очень точно измерить взаимодействие нейтронов (носителей радиации) с ядрами различных элементов, -- рассказывает заведующий отделом НЦ «ИЯИ» Иван Корж. -- Эти данные крайне необходимы при разработке, например, ядерных реакторов. В СССР каждый ядерный центр создавал у себя подобные приборы, но их точность была недостаточной. Эту проблему успешно удалось решить в Киеве в начале 70-х. Причем признание наших достижений произошло при несколько забавных обстоятельствах: о своих результатах мы доложили в Москве, но там не сразу нам поверили. Решили прислать комиссию, причем без предупреждения. Она свалилась на нас, как гром среди ясного неба -- членов комиссии пропустила охрана, и представьте, как мы были изумлены, когда известные ученые явились и предложили: «Ну, покажите, на что способны». В их присутствии мы провели комплекс измерений, результаты которых вызвали настоящий восторг и признание.

… Информация, полученная в Киеве и других научных центрах Союза, легла в основу банка нейтронных данных регионального центра Ядерных данных, которыми поныне пользуются научные центры Украины и других стран. Теперь создан Национальный банк ядерных данных при НЦ «ИЯИ» под эгидой МАГАТЭ, что позволило получить доступ, причем бесплатный, к банку данных этой международной организации.

Эти комплексы выдвинуты на соискание Государственной премии Украины. А с ними и разработки ученых из Национального университета имени Т. Шевченко.

-- Это уникальные измерительные комплексы, например, «КУИН-500», с помощью которого разрабатывались международные и российские космические аппараты: «Интербол», «Марс», «Реликт», -- рассказывает доцент университета Игорь Каденко. -- «КУИН» способен имитировать условия радиационного излучения космоса при подготовке приборов для космической техники. Мы также представляем на Госпремию уникальный прибор, способный регистрировать интенсивные нейтронные потоки. Впрочем, предлагается и гораздо более близкий к рядовому потребителю аппарат -- спектрометр для измерения загрязненности продуктов питания радиоактивным стронцием--иттрием. При использовании обычной методики анализы занимают не менее недели, а наш спектрометр выдает информацию практически моментально. Он уже внедрен на киевском пивзаводе «Оболонь» и столичном мясокомбинате.