Події

Детей, убежавших из дома из-за конфликта с родителями, вернуть домой очень сложно

0:00 — 16 листопада 1999 eye 486

А разыгрывающие из себя «сирых и убогих» возвращаются к родителям куда охотнее

Вопрос о том, что нужно защищать детей от взрослых, особенно остро встал в последние годы. Причем защищать, не забирая детей из семьи, а помогая преодолеть кризис во взаимоотношениях ребенка со взрослым. Специально для временного пребывания ребятишек, попавших «на улицу» волею случая, на Троещине был создан приют. Планировалось, что там дети будут находиться временно, до того как отыщутся их родные или утихнет конфликт с родителями, толкнувший малолетнего на побег из дома. Но случилось не так, как ожидали: городские власти, подбирая детей с улиц, все чаще вынуждены спасать их от голода и холода именно в этом приюте. Назрел вопрос о создании еще одного такого учреждения -- оно скоро откроется в Бортничах на базе бывшего профилактория завода «Химволокно» и получит статус Медико-оздоровительного социально-реабилитационного центра.

«Более ста детей попрошайничали профессионально… в перерывах между занятиями в школе»

-- Открывая новые приюты, государство идет по более легкому пути и никогда не решит проблему беспризорности, -- считает начальник службы по делам несовершеннолетних Киевской госадминистрации Сергей Новик. -- Только беспокоясь о создании условий для существования крепкой семьи (включающих работу и зарплату родителей, возможность воспитывать и оздоравливать детей, а также жилье), что гораздо труднее, можно избавиться от проблемы. Часто меня упрекают, что в Киеве много детей-попрошаек, бродяг и бездомных. В течение нынешнего года 110 столичных детей, у которых есть родители и крыша над головой, «профессионально» попрошайничали на улице в перерывах между занятиями в школе или вместо уроков.

Приходит ко мне вчера мать одного такого бродяжки -- она уже полтора года не видела его дома, зато в нашем приюте он регулярный гость. Ну не хочет мальчишка жить дома в одной комнате с мамой и бабушкой. А ведь они его и любили, и лечили, потому как он болезненный ребенок. Типичный психологический конфликт. Таких детей вернуть родителям гораздо сложнее, чем «добытчиков», разыгрывающих из себя «бездомных и голодных» ради копеечного заработка. Они часто промышляют в метро, куда их пускают сердобольные дежурные милиционеры. Этих «казанских сирот» знаю всех по именам, да и они меня тоже знают -- как увидят издали, удирают или стараются не «работать», когда я еду на работу или домой.

К сожалению, цыганские дети или малыши, попавшие в руки цыган, уже никогда ничего не испугаются, так как последствия цыганского «воспитания» необратимы для психики. Когда после ежемесячных рейдов по шалашам или пригородным таборам ромов мы привозим больных детей (а в таборах -- и чесотка, и сифилис, и туберкулез, и лишаи… ) в стационар на лечение, восторга на лицах врачей не видим. Знают, что те сбегут, недолечившись, как уже неоднократно сбегали, да еще с собой прихватят все, что «плохо лежит». Тем не менее опять и опять их ловим и пытаемся лечить. Вот на днях госпитализировали девять таких детей.

«Из-за угроз один из наших работников вынужден был сменить место жительства… »

Еще одна категория несовершеннолетних -- «бродяги поневоле». Время от времени они вынуждены ночевать на улице из-за того, что дома постоянные скандалы и пьянки. Помогать таким малышам обязаны все: и дворник, зачастую знающий об обстановке в семье, и участковый, и учителя, и даже соседи: заметил неладное -- позвони в нашу службу! Не проходи мимо! Ведь больше ничего от тебя не требуется… Но такие звонки раздаются очень редко.

Бывает, что дети сами находят дорогу в нашу службу, когда ситуация вынуждает их любым способом спасаться. Кстати, мой телефон запомнить нетрудно: 225-10-64 (Сергей Александрович Новик) и телефон директора приюта на улице Маяковского тоже может пригодиться -- 515-49-98.

С 1994 года на улицах города появились беспризорные дети, жилье которых было продано. Зачастую родители, получив деньги за квартиру, пропивали их, после чего выстраивались в очередь у дверей службы по делам несовершеннолетних: «Помогите вернуть квартиру для детей!» Очень много ошибок, махинаций, просчетов допустили до 1996 года маклерские конторы, стремившиеся получить прибыль любой ценой. Несмотря на запреты районных опекунских советов, квартиры все равно продавали, а дети оказывались на улице. За нынешний год нами предупреждено 47 незаконных (не учитывающих интересы детей) продаж квартир, 11 из них возвращены бывшим владельцам через суд, на рассмотрении в судах находятся еще 16 таких дел.

Это очень сложная работа. Например, в Ватутинском районе многодетная мамаша вознамерилась выписать из квартиры себя и пятерых детей, якобы чтобы поселиться в Черкасской области, а в квартире оставить отца-пьяницу. Да никогда они не доедут до Черкасс! Опекунский совет запретил ей выписываться, пока она не приватизирует квартиру на всех детей, тем самым сохранив для них жилплощадь. Не тут-то было! Неугомонная мамаша подала в суд и добилась своего. Когда решение суда вступит в силу и квартиру продадут -- дети окажутся на улице. Невероятно трудно будет отстоять их права…

Недавно мы выиграли дело и вернули четверым детям их квартиру, проданную почти пять лет назад. Сумели помочь с общежитием и матери с двумя ребятишками, которых родная бабка выписала из приватизированной на свое имя квартиры.

В адрес наших работников, участвующих в такого рода процессах, часто раздаются угрозы. Одному из них придется даже сменить место жительства…

Чтобы защитить права ребят из неблагополучных семей -- а они все стоят на специальном учете -- по нашему настоянию жэки не выдают на руки родителям справку по форме N 3 (без нее нельзя продать квартиру) без специальной визы службы по делам несовершеннолетних.

К сожалению, наше законодательство имеет некоторые «дыры», в которые пытаются пролезть нечистые на руку брокеры. В погоне за выгодой они лишают детей не только жилья, но и самого детства…