Открылся сезон охоты на копытных животных
Охота ныне стала делом престижным. Охотятся многие, но мало кто задумывается о том, что ежегодно десяткам человек это увлечение стоит жизни. По сути дела, каждый охотник в лесу всегда сам под прицелом. Почему так бывает и что делать, чтобы уберечься? Об этом и многом другом рассказывает председатель Киевского областного совета Украинского Общества охотников и рыболовов Николай Шуляр.
Из досье «ФАКТОВ». Николай Степанович Шуляр -- профессиональный охотовед -- закончил московский Охотно-хозяйственный пушно-меховой институт. С ружьем более четверти века. Охоту считает спортом. Противником, достойным настоящего мужчины, -- кабана или волка. Имеет в охотничьем «архиве» 80 волков и ни одного «боевого» ранения.
-- Николай Степанович, как же так получается: люди едут за добычей или острыми ощущениями, а находят смерть?
-- Все дело в профессионализме. Ведь охота -- не просто хобби или спорт, где все относительно безопасно, как, например, на теннисном корте, где в худшем случае можно заработать сотрясение мозга. Охотится имеют право только те, кто хотя бы освоил все азы охотничьего искусства. Ружья теперь разрешено иметь практически всем. А многие «новые украинцы», у которых стало престижным коллекционировать настоящее нарезное оружие, обязательный инструктаж просто игнорируют. Вот и получается: человек выезжает на охоту и не знает, как это самое ружье заряжается.
Бывает, конечно, «попадаются» и матерые охотники. Например, забывают разрядить ружье. Оно срабатывает автоматически, и выстрел становится роковым. Важно и то, с кем идешь на охоту: с проверенными людьми или с новичком. Я тогда задаю себе вопрос: пошел бы я с ним в разведку или нет? Если да, то на охоте все в порядке будет!
Но чаще всего пуля настигает браконьеров: чтобы не встретиться с егерями, они нарушают все возможные правила безопасности, охотясь в сумерках, бесшумно и без опознавательных знаков.
-- Какие «разновидности» браконьеров «водятся» в наших лесах?
-- Я разделил бы их на две категории. Первые это те, кто добывает мясо на продажу. Охотятся они в основном на лося и кабана, а туши сбывают, к примеру, «шашлычникам» на трассах. У них контроль за качеством мяса практически отсутствует, и голодные проезжие вряд ли определят, чем их угостили -- олениной или собачатиной. Такие браконьеры обычно хорошо вооружены, часто имеют милицейскую «крышу» и выследить их трудно. Так, в Дымерском районе мы взяли с поличным бригаду на джипах, завалившую оленя. Отобрав тушу, оружие и водительские права, мы передали дело в милицию. Судебная волокита тянулась около года, после чего дело попытались закрыть из-за «отсутствия доказательств»! А горе-охотник подобной бригады, охотясь в кукурузе на кабанов, застрелил своего напарника.
Другая категория браконьеров -- те, кто пошел на охоту не от хорошей жизни -- просто прокормиться. Берут старенькое ружьишко -- и в лес. Помню, поймали такого с тремя зайцами в мешке, а у него валенки латаные-перелатанные, кожух полувековой давности и глаза голодные так и горят. Говорит, семья восемь человек Что с таким делать? Оштрафовать невозможно -- ведь зарплаты он давно уже не видел.
Недавно в Иванковском районе произошел печальный случай. Из Киева в село приехал кум в гости к куму-лесорубу. Выпили, как водится, а закусить нечем. Вот лесоруб и предложил пойти на болото завалить кабана. Оставив гостя в засаде, сам пошел загонять. Вечерело, сгущался туман В кустах что-то затрещало, и горожанин с перепугу нажал на курок. «Кабаном» оказался кум Сиротами осталось трое детей. Таких случаев даже на профессиональной охоте немало. Ведь когда на тебя бежит огромный разъяренный дикий кабан, зачастую не знаешь, что делать: стрелять, бежать или на дерево лезть. Новички, бывало с мокрыми штанами оказывались.
-- А на кого предпочитают охотиться те, кто получил официальное разрешение?
-- В нашей области водятся лось, кабан, заяц, белка, куница, бобер, ондатра, выдра, норка и даже енотовидная собака. Но охотятся сейчас больше на кабанов, зайцев и волков. Кстати, на косуль охотиться не хотят -- ведь это такое грациозное, трепетное животное, его просто жалко. Поэтому половину лицензий мы не закрываем. Косуль-самцов стреляют исключительно ради рожек. Оленей -- тоже, но на них мы выдаем всего 15-20 лицензий в год. Лицензия на косулю стоит 10 гривен, на оленя -- 60, на кабана -- 40. Кроме того, охотник должен заплатить по 3 гривни за каждый килограмм живого веса своей добычи. За рога -- плата отдельная. Стоят они 200-300 гривен для наших граждан, а для иностранцев -- от 5 до 8 тысяч долларов. На лося охота запрещена, ведь они, большие, добрые и доверчивые, стоят себе, губу отвесив, и смотрят, как в них целятся.
-- Кто, кроме браконьеров, доставляет много хлопот?
-- Лесные бродячие собаки. Для них никакой лесной закон не писан. Волка можно «зафлаговать», он никогда не нападет на человека первым, строго придерживается своей территории, в общем, он «в законе». А собаки -- как шпана. В результате жесткого естественного отбора они стали сильными, хитрыми и беспощадными. Ближе к зиме выходят на поля и фермы, уничтожают молодняк, нападают на людей. Доярки, увидев их, по утрам боятся на ферму ходить.
-- А что делать, если водитель сбил дичь на трассе?
-- Если машина осталась цела, советую сразу позвонить в милицию, а тушу сдать в заготконтору. Иначе, если задержат, -- будете считаться браконьером, и никто не станет разбираться: случайно это получилось или умышленно.