Події

Робот-хирург, созданный в сша, не уникален -- более 20 лет назад в ивано-франковском мединституте с помощью эвм пришили лапу собаке марте

0:00 — 17 листопада 1999 eye 412

Причем соединили сосуды без единой нитки!

На минувшей неделе программы теленовостей показали сюжет о создании в Соединенных Штатах робота-хирурга, который благополучно провел операцию на сердце человека. В Америке уже сделано десять таких операций, в Европе -- около ста.

-- Досадно, что американцы выдают это достижение как беспрецедентное, -- посетовал «ФАКТАМ» доктор наук Валерий Арциховский, директор одного успешно работающего оборонного предприятия из Ивано-Франковска. -- Еще в 1976 году мы, четверо молодых ученых, после нескольких лет изысканий достигли казавшейся тогда многим коллегам «безумной» цели: создали робот, который соединил -- причем без единой нитки! -- тончайшие капилляры на лапе подопытной собаки Марты.

Идея робота-хирурга родилась на… хмельном мальчишнике

-- Знаете, о чем разговаривают на вечеринке в сугубо мужской компании? Конечно же, о работе, тем более если собрались увлеченные своим делом коллеги, -- продолжает Валерий Арциховский. -- Так вот, в пылу подогретой водочкой научной дискуссии, затянувшейся за полночь, мы решили, что нужно создать робот для микрохирургических операций. Ведь чтобы сшить вручную сосуд толщиной около миллиметра, высококлассному хирургу нужно минимум двадцать минут. Вот и получается, что на операцию по пришиванию, скажем, оторванного пальца уходит около восьми часов. Работа эта не каждому хирургу под силу -- нужен особый глазомер, координация движений. А чего стоит обращение с нитками-паутинками гораздо тоньше человеческого волоса!.. Словом, кто-то из наших под хмельком толкнул идею: сосуды ведь можно не сшивать, а сваривать -- существует же ультразвуковая сварка металлов! Этот принцип и для живых тканей должен подойти. Все дружно согласились. Утром, протрезвев, мы укрепились в мысли, что за тему нужно взяться всерьез. А условия для этого были подходящими: мы занимались медтехникой для сшивания мягких тканей -- от желудка до микрососудов.

В нашей компании были медики и технари (я, например, работал в Ивано-Франковском институте нефти и газа) -- это во многом и обеспечило успех. Всем нам -- Степану Геныку, Василию Крысе, Федору Зимовцу и мне -- не было и тридцати. Начинали создание робота не на ровном месте: мы уже тогда с помощью ЭВМ «обучили» механизмы некоторым операциям. Года за два создали робот. Поначалу у него дело не клеилось -- он то рвал сосуды, то сжигал их. Из-за этого пострадало немало подопытных крыс. Но не напрасно. И когда после серии успешных операций на грызунах мы убедились в надежности нашего детища, решились испытать его на собаке.

Марта стала гордостью института

-- Выбрали в виварии мединститута среднего размера дворнягу Марту, -- вспоминает г-н Арциховский. -- Этой «жертве науки» пришлось повредить две лапы. Одну затем восстанавливали по традиционной методике -- с помощью хирургических ниток, а сосуды второй сваривал робот ультразвуком. Мы лишь отмечали на экране места соединений, остальную работу механизм делал сам. (Наша ЭВМ, кстати, не уступала по размерам массивному шкафу. Сейчас подобная аппаратура уместилась бы в коробку из-под торта. ) Скорость операции оказалась просто-таки поражающей: робот сваривал микрососуд за 5--8 секунд! Но как перенесет хирургическое вмешательство собака, мы не знали.

На руках перенесли Марту в палату, а в 6 утра, не сговариваясь, все прибежали в институт. Причем прихватив бутерброды, чтобы угостить бедолагу. Собака себя нормально чувствовала, и ею гордился весь мединститут.

Казалось бы, открыт путь к использованию роботов в операционных больниц. Мы наладили сотрудничество с учеными из Московского высшего технического университета им. Баумана -- у них было больше возможностей выбить деньги на внедрение, -- совместно дорабатывали робот, москвич Юрий Русснов даже докторскую диссертацию защитил. В начале 80-х разработка получила патент на изобретение, но… Сотрудники Всесоюзного НИИ медтехники, которые должны были этим заниматься, захотели фигурировать чуть ли не основными разработчиками. На этой почве возник конфликт, из-за которого робот так и не был внедрен.

Недавно мы разослали во многие страны мира предложения совместно наладить выпуск робота-хирурга (мы его назвали «Гомер»). Ответа пока нет.