Культура та мистецтво

Людмила зыкина: «я была замужем всего четыре раза! »

0:00 — 23 листопада 1999 eye 481

Этот год для Людмилы Зыкиной -- юбилейный вдвойне. Она отметила две круглые даты -- свое 70-летие и 50-летие творческой деятельности. За полвека Людмила Георгиевна объехала весь Советский Союз, побывала в 92 странах мира. После концерта Зыкиной в парижском театре «Олимпия» его директор написал певице записку: «Своим голосом Вы представляете самое светлое, самое яркое искусство -- искусство народной песни. Слушая Вас, хочется смеяться, плакать, любить и мечтать»…

«В 12 лет я пошла работать на завод»

-- Как вы относитесь к эпиграммам, шаржам, критическим статьям о себе?

-- Положительно. Я знаю себе цену и стараюсь быть выше этого. На мой взгляд, как бы человек, тем более журналист, ни хотел выделиться, он, прежде всего, должен честно относиться к своей работе.

-- Больше всего журналисты пишут о ваших многочисленных мужьях…

-- Так уж и многочисленных! Я всего четыре раза была замужем! Со своими мужьями расходилась тихо-мирно, со всеми удалось сохранить человеческие отношения. Первый муж был инженер, из очень приличной семьи. Наш брак длился около четырех лет. Что-то не заладилось, потому и разбежались. Но мы до сих пор дружим, у него прекрасная жена, выросла дочь, внук уже есть. Второй муж был журналист, фотокорреспондент. С ним мне всегда было очень интересно. Он меня брал с собой на рыбалку, машину водить научил… К сожалению, его уже нет. Третий мой муж, Володя, преподавал английский и немецкий языки. Порядочный, умный, образованный. Только ему хотелось, чтобы я не только работала и училась, а еще и дома все успевала. Мои частые поездки все больше отдаляли нас друг от друга… Но мы до сих пор дружим. Мой четвертый супруг, народный артист России Виктор Гридин, работал вместе со мной, был дирижером нашего ансамбля. Он очень много сделал для коллектива: сам писал для оркестра, делал новые аранжировки. Во время гастролей в Афганистане Виктор заразился вирусом гепатита. К несчастью, вылечить его не смогли…

-- Как вы считаете, Родина всегда любила вас, всегда вас жалела, баловала, вы себя чаще чувствовали дочерью или падчерицей?

-- Нет, падчерицей я себя не чувствовала никогда. Я очень сильный человек и никогда не позволяла себя унижать. Воспитанная рабочим классом, я прошла практически через все. Да и если бы я была падчерицей, разве получила бы столько любви от народа?

-- Вы считаете себя человеком трудной судьбы?

-- Жизнь, конечно, у меня была нелегкая. Но зато очень интересная. Мне всегда все хотелось знать, во всем участвовать. В начале войны мне было 12 лет, я прибавила себе два года и пошла на Станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе. Работала, а по вечерам училась в школе рабочей молодежи. Да еще находила время дежурить в госпитале: пела для раненых, танцевала, стихи читала. Я и мои сверстники ощущали себя причастными к одному общему делу, и, честное слово, мы были счастливее, чем нынешняя молодежь.

-- Почему вы так думаете?

-- Мне очень хорошо запомнился мой первый приезд в Корею. Рядом с нашим отелем была школа, и с моего балкона было видно, как школьники выстраиваются на линейку. Все как на подбор: черные юбочки-брючки, белые кофточки, красные галстуки. А у меня прямо сердце защемило. Смотрю я на них и думаю, что мы все это потеряли. Нет теперь в России ни пионерии, ни комсомола, ни молодежи, которая бы Родину свою рвалась защищать. Нынешние молодые люди какие-то бесхозные…

-- Вы много лет были «визитной карточкой» огромной страны. Вам никогда не хотелось изменить свой имидж?

-- А вы знаете, как долго я себя искала? Хочу похудеть, да не получается. Хотя, честно говоря, я никогда особо об этом не задумывалась. Пробовала шить: первое свое концертное платье и шаль вышила гроздьями рябины. Всю жизнь причесывалась и красилась сама. Долго ходила с косичками, потом еще что-то придумывала, экспериментировала…

-- А почему худеть не получается -- любите поесть?

-- Кулинария -- моя страсть. Я могу приготовить абсолютно все: борщ, ростбиф, сациви, кулебяку. Рестораны не жалую, потому что знаю -- у меня все получится намного вкусней.

«Я трижды подавала заявление в партию. Не приняли»

-- Сейчас многие политические партии приглашают артистов выступать в свою поддержку. К вам часто поступают такие предложения?

-- Предложения поступают, но я в политике не разбираюсь и в эти игры не играю. Я никогда никого не ублажала, не ездила по правительственным дачам. И хотя меня всегда приглашали на партийные съезды, конференции, в партию я так и не вступила. Трижды заявление подавала -- не приняли. Первый раз не взяли, потому что только с мужем разошлась, сказали «морально неустойчивая». Второй раз мне не хватило месяца до годового кандидатского срока, я тогда как раз сменила работу -- перешла в «Москонцерт». В третий раз придраться было не к чему, думала -- пройду. Написала заявление тушью, очень красиво получилось. А мне говорят: «Тушью не положено, переписать надо». Так и не стала я коммунисткой, видно, Господу неугодно было…

-- Неужели так хотелось пополнить партийные ряды?

-- Хотелось. Во-первых, я очень долго была комсомолкой, и не просто комсомолкой, а секретарем комсомольской организации. Во-вторых, мой отец был коммунистом, и в то время я не мыслила себе жизни без партии.

-- А когда разочаровались?

-- Я не разочаровалась до сих пор. Просто мне не встречались люди, в которых я могла бы разочароваться. Я разочаровалась в правительстве, потому что, на мой взгляд, нельзя жечь партийный билет. В ту пору люди не просто получали партийный билет, партия для них была многим, если не сказать всем. Сейчас все по-другому. Когда началась перестройка, помню, как-то утром я проснулась и подумала: что же делать? Действительно, в течение полугода я не знала, чем заняться. А потом сказала себе: надо работать, как всегда. Общий кризис затронул и духовную сферу, сейчас народная песня, как Золушка на балу. Думаю, если сейчас мы не поддержим национальное музыкальное искусство, то полностью утратим свою духовность…

-- Как вы подбираете свой репертуар?

-- Собираю, можно сказать, по частицам из русских народных песен и песен современных композиторов. Это очень долгий процесс, я вкладываю в песню столько личного, что, в конце концов, начинаю считать ее своей. Знаменитую «Течет река Волга» готовила очень долго. Песня с самого начала предназначалось мне, но так получилось, что спела я ее гораздо позже Бернеса. Песня долго не «шла», не пелась, но настало время, и теперь она прочно заняла свое место в моем репертуаре.

-- Не так давно вам удалось удивить зрителей -- я имею в виду ваш дуэт с Юлианом. Скажите, как родился этот дуэт, и собираетесь ли вы продолжать сотрудничество с этим певцом?

-- Получилось так, что мы пришли на запись одновременно -- я и Юлиан. А Александра Николаевна Пахмутова еще до этого мне говорила, что написала для нас песню. И когда мы случайно встретились в студии, то в тот же день и записали эту песню.

-- Поговаривали, что у вас начался роман: Юлиан -- красивый молодой человек…

-- Да Бог с вами! Вы что?!


«Facty i kommentarii «. 23 ноября 1999. Культура