Клуб споживачів

В очень приличной на вид вареной колбасе эксперты обнаружили ген опасного вируса

0:00 — 11 березня 2010 eye 1868

«Союз потребителей Украины» подал иск к супермаркету «Ашан», где без предупреждающей маркировки продавались продукты с добавками, содержащими генетически модифицированные организмы — ГМО

С начала года закон обязывает производителей продуктов питания указывать на упаковке, есть ли в товаре генетически модифицированные организмы (ГМО). Однако маркировку «Содержит ГМО» нам увидеть пока не удалось. Хотя, как говорят в Укрметр-тестстандарте, почти из сотни продуктов, тестируемых на ГМО каждую неделю, один-два образца испытания не проходят.

«Мясо в сырокопченой колбасе производитель заменил водой»

 — Наши лаборатории постоянно обнаруживают генетически модифицированные компоненты в продукции, которую производитель маркирует значком «Без ГМО», — рассказала «ФАКТАМ» пресс-секретарь Укрметртестстандарта Роксолана Цирук.  — Чаще всего это связано с тем, что сырье, из которого изготовлялся продукт (к примеру, колбаса) было генетически измененным. Мы сообщаем производителю о том, что нашли в его продукции ГМО, а дальше он сам принимает меры. Что происходит на предприятиях, которые не привозят нам образцы на испытания, мы не знаем. Финансирования для проверок на ГМО у абсолютно всех продуктов у нас нет, проконтролировать, соответствует ли значок «Без ГМО» действительности, мы не можем.

Что же делать простому покупателю? Можно ли хоть как-то сориентироваться в обилии продуктов и по каким-то признакам выбрать те, что не содержат ГМО. Вместе с руководителем Общества защиты прав потребителей Соломенского района города Киева Сергеем Скоренко «ФАКТЫ» наведались в супермаркет «Ашан». Справедливости ради признаем: продукты там весьма недорогие, магазин пользуется у киевлян популярностью. Наш эксперимент мы проводим в рядах с вареной колбасой. Сергей Скоренко внимательно рассматривает этикетки, изучая состав продуктов. Из тридцати с лишним марок эксперт выбирает три, показавшиеся ему наиболее качественными — «Особую со сливками», «Фирменную с молоком» и «Харьковскую» (все одного производителя — ЗАО «Комплекс Безлюдовский мясокомбинат»). Сергей также просит у продавцов сертификаты, подтверждающие качество и безопасность товара. Все нужные документы у супермаркета есть, и руководитель Общества защиты прав потребителей рекомендует нам взять выбранные им продукты.

Заплатив за колбасу, мы отвозим ее в лабораторию. Результаты исследования повергают в шок: во всех образцах вареных колбас лаборатория находит так называемый трансгенный компонент — частицы гена вируса мозаики (часто встречающееся заболевание цветной капусты, от которого погибают листья растения, а кочан вырастает маленьким и сморщенным).

Специалисты пояснили нам, что ген этого вируса добавляют в геномы растений, в нашем случае в сою, чтобы он помогал другим, чужеродным, генам внедряться в клетки.

 — Судя по всему, в данном случае главный компонент колбасных изделий — мясо — подменили соей, — прокомментировали в Обществе защиты прав потребителей.

Интересно, что еще в одной, но уже сырокопченой, колбасе, купленной нами в том же супермаркете так сказать «вне конкурса», в лаборатории не обнаружили ГМО. Но количество воды явно превышало процент, указанный на этикетке.

 — И неизвестно еще, что лучше, — развели руками эксперты, — здесь производитель поскупился даже на сою, использовав специальную добавку, удерживающую в продуктах влагу. То есть фактически заменил мясо… водой.

«По сей день в Украине ни один генетически модифицированный продукт не зарегистрирован»

Как же получилось, что колбасы, забракованные лабораторией, по документам были качественными? А главное, у кого покупателю требовать компенсацию за обман? У производителя или магазина?

 — Еще с 1966 года действует инструкция по правилам приема товара по качеству и количеству, — объясняет руководитель киевского отделения «Союза потребителей Украины» Максим Папуша.  — Она предусматривает понятие проверки продукции, невзирая на документы, предоставленные поставщиком. В данном случае мясокомбинат дал на свою колбасу заключение своей же лаборатории о том, что продукция надлежащего качества. Конечно, сам себя никто ругать не будет. Обязанность продавца — проконтролировать качество товара, который он предлагает потребителю (ведь именно к продавцу потребитель будет, если что, предъявлять претензии). Если супермаркет этого не делает и, по сути, верит поставщику на слово, то это его вина. С магазина и нужно спрашивать.

Именно к супермаркету выдвинул претензии и Сергей Скоренко. С его подачи специалисты Киевской региональной организации «Союз потребителей Украины» подали в суд иск к супермаркету «Ашан» с требованием компенсировать моральный ущерб. Но это капля в море, ведь, по словам Максима Папуши, отсутствие надлежащего контроля за качеством продукции — проблема подавляющего числа украинских супермаркетов.

 — В конце прошлого года мы уже брали на тестирование колбасные изделия в торговых сетях Киева, — говорит эксперт.  — Колбаса варено-копченая «Московская» торговой марки «Натали» (производитель ООО «АДВ») и сосиски «Детские» (производитель ООО «Полис») содержали измененные гены сои. Производитель об этом не предупреждал — на упаковке не было никаких пометок, хотя на момент закупки уже вступил в действие закон, обязывающий маркировать продукцию, содержащую ГМО.

Проблему с откровенно наплевательским отношением к маркировке товара недавно решил исправить Минздрав. В министерстве разработан перечень пищевых продуктов, которые будут контролировать на содержание ГМО. В список попали соя, кукуруза, картофель, томаты, кабачки, дыня, папайя, цикорий, сахарная свекла, рапс, лен, хлопок, пшеница, подсолнечник и рис. Они чаще всего становятся объектами генной инженерии. Проверке подлежит как само сырье, так и приготовленные из него продукты, пищевые добавки, а также товары, предназначенные для специального диетического питания. Впрочем, эксперты уверяют: проблема быстро не решится. По сей день в Украине ни один генетически модифицированный продукт официально не прошел разрешительную систему и не зарегистрирован! А значит, нанеся на продукцию надпись: «Без ГМО», производители выдадут себя, сознательно накликав неприятности на свою голову.

О чем нужно помнить, приобретая колбасу

♦ Необходимо обращать внимание на срок хранения продукта. Вареные колбасы, даже с консервантами и в вакуумных упаковках, хранятся максимум 20 суток.

♦ Существенной разницы между изделием с натуральной и полиамидной оболочкой нет. Полиамидная даже более удобна — ведь на нее производители наносят всю информацию о продукте.

♦ По правилам торговли, перед взвешиванием металлические скобы и веревки на краях колбасы должны срезаться. Покупая целую палку, уже взвешенную и оцененную супермаркетом, попросите продавцов срезать лишнее и перевзвесить продукт — стоимость товара упадет на пару гривен.

♦ Часто магазины предлагают уже нарезанные колбасы, запакованные в целлофан. Иногда таким образом пытаются продать несвежий товар.

♦ Надпись: «Без ГМО», к сожалению, не может гарантировать отсутствия трансгенных компонентов.