Телемосты должны помочь нам не запоздать с переменами и определиться со своими национальными интересами
Во вторник, 5 октября, известный тележурналист Владимир Познер провел в Симферополе второй телемост, организованный телекомпанией «Уличное телевидение». С крымчанами смогли пообщаться жители Донецка и Киева. Главное, что отличало этот телемост от предыдущего, прошедшего в Полтаве, -- он не превратился в творческий вечер Владимира Познера: на сей раз тележурналисту и «Уличному телевидению» удалось организовать содержательный и столь необходимый разговор между регионами.
В начале телемоста регионы проявили не самое лучшее, что их объединяет, -- иждивенчество. Участники беседы просили, требовали, взывали к кому-то другому (большому и сильному), чтобы он решил их проблемы, поучаствовал в их жизни или, на худой конец, просто дал денег. Роль такого «спасителя» попеременно отводилась то России, то странам СНГ, то родному государству, то Президенту.
В Симферополе сетовали на то, что страна не помогает Крыму, не дотирует курортную инфраструктуру: «Как поправлять здоровье -- так едут к нам, а как поддержать -- так некому. Раньше нас содержал Союз, а теперь кто?» Потом симферопольцы достаточно агрессивно высказывали претензии к странам СНГ, которые якобы должны помочь Крыму решить проблемы крымских татар. Мол, возникли ж они в результате имперской политики СССР, а теперь Крым остался с ними один на один.
Жители Донецка сетовали на другое: после развала Союза Украине достались неподъемные проблемы -- шахтеры и умирающие монопрофильные города Донбасса. При этом украинская власть, по их мнению, мало что делает для решения этих проблем. Кто-то из Донецка выразился даже более чем определенно: «Мы проголосуем за того, кто будет приносить в регион реальные деньги и реальные подачки (!)».
К сожалению, такое ожидание помощи со стороны, убеждение, что тебе все должны, слишком распространено в стране. На телемостах это особенно видно. Многим очень хочется, чтобы о них позаботился кто-то другой, какой-нибудь дяденька. Главное, считают они, -- ему понравиться или воззвать к его чувству долга. Или же, как, например, шахтеры, попробовать более радикальные меры -- запугать забастовками и стуком касок. Возможно, именно поэтому в стране накануне президентских выборов становятся так популярны одиозные личности, обещающие золотые горы и молочные реки с кисельными берегами.
Но в телемосте, к счастью, участвовали не только Крым и Донецк. От них сильно отличались жители Киева, которым просить было не у кого. От столицы ждали предложений, и она их делала. Самое интересное, что звучали эти предложения не из уст чиновников или политиков, а от простых киевлян. Конструктивность столицы нашла живой отклик, как в Крыму, так и в Донецке.
Первое, о чем вспомнили киевляне, -- что доставшиеся нам в наследство от Союза проблемы Донбасса, Чернобыля и нацменьшинств в Украине решаются значительно лучше, чем аналогичные -- в России. Более того, у нас они разрешаются мирно, хоть и медленно. Бог с ней, с медлительностью, главная ценность для страны -- сохраненный гражданский мир.
Кроме того, из телеобщения регионов стало понятно, что до тех пор, пока украинцы не начнут самостоятельно определять свою судьбу, а для начала хотя бы не поговорят о своем будущем, в стране и в жизни каждого ничего изменится.
О чем же должны договориться регионы? Тут опять помогли киевляне. Они начали спрашивать другие города о том, в чем те видят объединяющее начало для украинского общества и от чего каждый из участников телемоста готов отказаться ради решения общеукраинских проблем. Донецк и Крым отреагировали на это бурно. Кое-кто из шахтеров даже сказал, что они могли бы подождать с решением вопроса об их зарплатах в пользу выплаты внешнего долга страны, но при одном условии: Донбасс должен контролировать распределение и расход этих денег.
Конечно, противопоставление зарплаты шахтеров и внешнего долга Украины -- искусственно. Реально такого выбора ни перед кем не стоит. Но главное, на что указали киевляне (и другие города это поддержали) -- украинский народ должен понять, в чем состоят приоритеты государства, каков национальный интерес Украины. В этом-то основная проблема.
Трудности сегодняшнего дня не только в том, что у страны нет денег или власть слаба, но и, прежде всего, в том, что мало кто в Украине понимает, в чем состоят общенациональные интересы. Иначе говоря, что нужно каждому региону, что объединяет всех нас и делает украинцами. К сожалению, наши политики так и не смогли пока предложить народу ясно сформулированные цели и пути их достижения на ближайшие несколько лет. Большинство из политиков ограничивается лишь лозунгами и обещаниями сладкой жизни. Поэтому участники телемоста пришли к выводу, что народ, регионы должны сами и сообща сформулировать свои кровные интересы в масштабах страны. Люди должны наконец понять, зачем им независимое государство Украина, в какой стране они хотят жить и чего они ожидают от будущего. Именно в этом украинцам могут очень помочь подобные телемосты.
Следующий вопрос, возникший в разговоре трех городов, естественно, был о том, каковы же реальные механизмы воплощения этих идей и целей? Собеседники сами вспомнили о том, что вообще-то для существуют выборы -- президента и парламента, есть процедура отзыва депутата от региона. Если не удается внятно озвучить собственные интересы на уровне парламента и правительства, то это можно делать на уровне города, за счет процедуры выбора мэра города. Но главное -- в обществе должно сложиться общее понимание и готовность действовать.
Кстати, ростки такого публичного действия уже сейчас можно наблюдать в стране. Кто-то со стороны Крыма вспомнил, что уже появились общественное движение врачей «Пульс Украины» и политическая организация Союз лидеров региональной и местной власти. Потенциально они могли бы стать общественной и политической силой, претендующей на выражение воли и интересов украинского народа. Ведь надо признать, что существующие партии давно уже перестали выполнять эту роль.
Таким образом, второй телемост дал действительно ценные результаты. Это произошло благодаря «Уличному телевидению» и профессионализму Познера, а главное -- тому, что регионы страны уже реально готовы вести диалог о том, что значимее и важнее всего для украинского народа. Различия и самобытность регионов Украины -- не проблема, а ресурс и возможность развития для всей страны. Один из западных христианских мыслителей сказал: «Развитие -- это опыт перемен, произошедших вовремя». Сейчас у Украины самое время для развития.
«Facty i kommentarii «. 8 октября 1999. Политика