Події

Группой подростков-вымогателей руководили… Сотрудники милиции

0:00 — 9 жовтня 1999 eye 433

Помнится на заре перестройки было много дискуссий: стоит или не стоит детям самостоятельно подрабатывать? Именно тогда среди подростков чуть ли не массово вспыхнуло увлечение мытьем чужих машин. Естественно, не бесплатно. Сейчас этот вид услуг почти исчез с наших улиц. Теперь детишки стремятся «срубить» деньги «по-быстрому» и побольше, без особых усилий. И, надо отметить, в этом деле фантазии им не занимать…

Пожалуй, во всех школах перемены одинаковы: эдакая смесь землетрясения, спортивных соревнований, КВНа и меланхолической задумчивости перед контрольными. Но все эти прелести беззаботного детства вовсе не трогали учеников старших классов Львовской средней школы N 67 Николая, Юрия и Сергея (имена изменены). Уединившись в школьном дворе, они размышляли, как вместе «кинуть» на несколько сотен долларов своего сверстника Романа.

-- Мужики, все продумано буквально до мелочей, -- убеждал друзей Николай. -- Ты, Сергей, приглашаешь Романа покурить «травку» и ведешь его в парк. Раскурите «косячок», и в этот момент к вам подойдут милиционеры. Чтобы за наркотики они не забрали вас в райотдел, ты дашь им «взятку», за себя и за Романа. А потом мы долг у него вытребуем. Ну, как планчик?

«Мужики» солидно и с уважением закивали головами.

-- Вообще-то, я эту гадость курить не люблю, -- робко заметил Сергей.

-- Ну, ты даешь! -- аж подскочил Николай. -- Да кто тебя заставляет? Возьмем высушенную петрушку.

-- А милиционеры-то откуда возьмутся?

-- Тут тоже все в порядке, -- сделал серьезное лицо Николай. -- У меня родной брат Станислав -- милиционер. Я уже с ним договорился. В спектакле будет участвовать он и его товарищ по службе Артур. Ну, что, согласны?

Подростки ударили по рукам, а на следующий день явились к Николаю домой, чтобы обсудить подробности операции.

-- Значит так, инструктировали малолеток Станислав и Артур, -- все будет происходить в выходные дни. Мы, чтобы не привлекать внимания, будем в гражданке, но возьмем с собой рации и наручники. За то, чтобы отпустить -- с Романа 400 долларов. Половина нам, причем из первых отданных денег.

Затем милиционеры стали расспрашивать о жертве: курит ли «травку», как предположительно поведет себя в планируемой ситуации, в состоянии ли он (или его мама) заплатить данную сумму, сколько времени ему понадобится, чтобы отдать долг, что ценного есть в квартире и т. п. В конце разговора все вместе отправились в парк, где старшие выбрали место для операции -- старый полуразрушенный дом. Определили и дату «наезда».

Но в запланированный день произошла осечка: Роман, как-будто что-то почувствовал, не пошел с Сергеем. Обозленная «братва» опять собралась на совещание.

-- Не верит он мне, -- огорчался Сергей. -- Надо к делу привлечь Шурку. Они друзья, Роман ему доверяет и пойдет с нами.

На очередной школьной перемене заговорщики подошли к Шурке. На удивление тот не задумываясь «сдал» своего друга всего за 20 долларов. А уже в следующую субботу Шура и Сергей, запасшись двумя пакетиками сушеной петрушки, повели Романа в парк.

В разрушенном доме стали набивать «косячок». Один из пакетиков дали подержать Роману. Мешает, мол. Закурили. В этот-то момент совсем картинно появился с рацией в руках Артур.

-- Стоять! Милиция! Что вы здесь делаете!

Подростки испуганно бросили еще дымящиеся сигареты. Артур поднял «бычок» Романа и принюхался.

-- Пахнет «травкой». Где купили?

--У цыган. Дядя, отпустите нас, мы только попробовать взяли, больше не будем, -- заканючил Сергей.

-- Врете! -- входя в раж, закричал Артур, -- А ну, выворачивайте карманы!

Обнаружив у Сергея и Романа пакетики с «травкой», тут же вызвал по рации Станислава: «Присылай машину, тут три наркомана задержаны».

-- А может, договоримся? -- предложил Сергей. Милиционер милостиво кивнул головой, и они отошли в сторонку.

-- Ты хорошо сыграл свою роль, а Шурка плохо -- слишком много улыбается без причины. Сейчас поговоришь с ребятами и сделаешь вид, что побежал за деньгами, -- инструктировал паренька Артур. Попутно научил, как ему передать «куклу». Денег-то настоящих не было. После разговора вернулись к остальным.

-- Все в порядке, ребята. Я обо всем договорился. Нас отпустят за 400 долларов «с носа». Вы останетесь тут, а я быстро сбегаю к друзьям и займу денег и для себя, и для вас. Долг потом мне отдадите, -- обрадовал своих товарищей Сергей. Дабы потянуть время, еще прогулялся по парку, где и наткнулся на Николая, наблюдавшего за всем издалека.

-- Ну, как там все происходит? Получилось? -- поинтересовался Николай.

-- Все нормально! -- самодовольно улыбнулся Сергей. -- Роман крючок проглотил. Никуда не денется -- деньги ему придется отдавать.

Через 40 минут Сергей вернулся к «задержанным» и передал стражу порядка увесистую пачку. Ребята со всех ног бросились по домам. По дороге Сергей предупредил Романа:

-- Смотри! Деньги мне будут нужны через две недели!

-- Отдам через месяц…

Прошел договоренный срок, а должник все никак не мог рассчитаться. Жизнь для Романа превратилась в сплошной ад. Подростки, к которым присоединилось еще несколько ребят, каждый день подходили к нему и требовали доллары, угрожая избиением. Запуганный, он сначала отдал им 100 долларов, потом свой видеоплейер. Вымогатели обнаглели до того, что явились к парню домой и забрали «в счет долга» из квартиры телевизор и магнитофон, оценив их в 120 гривен. Аппаратуру продали знакомым. По этому случаю устроили пир: накупили тортов, чипсов, халвы, сигарет и стали в очередной раз обсуждать, что же им делать с Романом.

-- Давайте его действительно хорошенько изобьем, -- предложил Николай.

-- Нет, тут надо действовать по-другому, -- задумчиво протянул Станислав. -- Надо «наехать» на его мать. Она работает на Краковском базаре, а, значит, деньги должны быть. А пока поставьте его на «счетчик»: за каждый просроченный день будет платить по 20 долларов.

Между тем Роман все рассказал матери, и та через него предложила вымогателям 500 долларов, если они вернут телевизор и магнитофон. Обрадованные подростки все притащили обратно, но женщина дала им всего 770 гривен и категорически заявила:

-- Больше не дам! Будете приставать -- обращусь в милицию!

Сопливые рэкетиры сначала испугались, но Станислав их заверил:

-- Она берет нас на понт! Никакой милиции не будет. Требуйте деньги!

И мальчишки стали едва ли не каждый день ездить к матери Романа на базар, требуя возвращения долга с процентами. Женщина еще раз дала им 50 долларов, но, убедившись, что ее семью не оставят в покое, обратилась за помощью в правоохранительные органы.

Комментируя эту историю, директор Львовского регионального Центра социальной адаптации бывших заключенных Игорь Гнат в разговоре с корреспондентом «ФАКТОВ» выразил сожаление о том, что до сих пор во многих украинских школах учеников не знакомят с Уголовным кодексом. Порой, совершая какое-то наказуемое деяние, они даже не подозревают, что их ждет за это лишение свободы. Добавьте сюда тягу подростков к острым ощущениям, чувство стадности, стремление утвердиться в глазах своих сверстников любым способом, легкость, с которой они попадают под чужое негативное влияние, отсутствие внимания со стороны родителей… Неудивительно, что их «эксперименты» часто заканчиваются бедой.

В настоящее время следствие в отношении подростков-вымогателей уже закончилось, и вскоре они и их «наставники» в милицейской форме сядут на скамью подсудимых в Лычаковском райсуде Львова. Кстати, буквально на днях был осужден милиционер -- оперуполномоченный уголовного розыска, 30-летний капитан Руслан Пилипенко. Некоторое время назад милицейский патруль на улице обратил внимание на двух подозрительных мужчин, причем, один из них почему-то был одет в женскую шубу. При попытке проверить у них документы парочка бросилась бежать. «Даму» взяли, а вот ее кавалер, угрожая пистолетом, скрылся. У задержанного -- неоднократно судимого 25-летнего Дмитрия Бегеры -- при обыске был изъят полный грабительский набор: газовый пистолет, большой нож, радиостанция, скотч, резиновые перчатки. Для дальнейших следственных действий Бегеру передали Пилипенко, но тот повел себя более чем странно. Сначала заменил опасный нож на складной туристический и таким образом убрал из следственных материалов термин «холодное оружие». Понятым предоставил только часть изъятых у подозреваемого предметов, а в документах исказил обстоятельства задержания. Все это дало основание Пилипенко не возбуждать в отношении Бегеры уголовное дело и отпустить его с Богом. Лычаковский райсуд приговорил капитана к трем с половиной годам лишения свободы.


«Facty i kommentarii «. 9 октября 1999. Право