Політика

В украинском доме появились строители

0:00 — 12 жовтня 1999 eye 413

На конференции о новой региональной политике страны было предложено провести ревизию государственного устройства Украины

8 октября в Киеве в помещении Украинского дома региональные лидеры предельно жестко заявили о своей политической позиции. О политической позиции не в смысле, с кем дружить или враждовать, а в смысле, что и как они будут делать. Конференция со сложным названием «Концептуальные основы региональной политики Украины» только на первый взгляд напоминала научное собрание. В зале Украинского дома присутствовало столько влиятельных политиков и высокопоставленных чиновников, что лишь наивный человек не догадывался, что это все неспроста. В организации конференции приняло участие огромное количество политических, государственных и общественных организаций. Но главенствовали все же представители Союза лидеров региональных и местных властей Украины, который недавно прославился, подписав с Президентом Декларацию о новой государственной региональной политике. На мероприятии были представлены соответствующие теме комитеты Верховной Рады и фракция «Возрождение регионов», а также представители общественных организаций и научного института «Восток-Запад», то есть экспертов. А чего они, собственно собрались?

Союз лидеров местных и региональных властей провел разведку боем

Новая политика в любой сфере может осуществиться только тогда, когда есть конкретные люди, готовые ее воплощать. Некий эксперт однажды написал гениальную концепцию региональной реформы, в которой была глава о том, почему эта идея не будет воплощена. Смешно, зато поучительно: ничего не может быть сделано, пока нет тех, кто берется за работу. По этому поводу губернатор Луганской области Виктор Тихонов сказал: «Масштабное изменение региональной политики не может быть достигнуто только силами центральной власти. Более того, центральная власть не пойдет ни на какие изменения, если не увидит зрелой и ответственной позиции региональных лидеров».

Сегодня у новой региональной политики есть реальные строители. Прежде всего, это Союз лидеров местных и региональных властей. Его глава Виктор Тихонов об этом заявил в начале своего спича: «Союз лидеров региональных и местных властей Украины, в который вошли многие депутаты областных и местных советов, мэры городов, руководители областных и районных государственных администраций и народные депутаты Украины, избранные по мажоритарным округам, должен стать механизмом для разработки и реализации новой региональной политики и политического диалога со всеми значимыми политическими силами и ветвями власти в стране. В результате практической деятельности мы приходим к общему пониманию основных проблемных мест во взаимоотношениях центра и регионов и основных принципов построения новой государственной региональной политики Украины. Когда региональные лидеры начинают смотреть глубже своих должностных интересов, часто разнонаправленных, когда мы начинаем видеть проблему регионов с точки зрения всей страны, то приходим к очень близким позициям».

Замах региональных лидеров был совершенно очевиден по зачину речи Тихонова, скорее напоминающую заявление о новом государственном курсе: «Сегодня мы столкнулись с кризисом государственного устройства Украины и региональной политики нашей страны. Нетрудно заметить, что излишняя централизация власти сковывает развитие регионов, органы местного самоуправления плохо организованы и фактически бесправны. Да и само устройство государственной власти провоцирует частые конфликты между ветвями и уровнями власти, между государственной властью и местным самоуправлением. Все это не отдельные проблемы, которые можно отдельно же и разрешить, это факторы, указывающие на трещину в самой системе государственного устройства Украины, на конфликт между самосознанием регионов, стремящихся к более полному высвобождению потенциала собственного развития, и государственной властью. Декларация о новой государственной региональной политике, которую подписали Президент и Союз лидеров местных и региональных властей, основана именно на осознании этой ситуации. Нынешнее устройство власти, в которой централизации больше, чем самостоятельности, а администрирования больше, чем управления, выполнило свою роль в становлении нашей державы, и сегодня уже тормозит ее развитие. Кризис региональной политики -- это не тупик и не катастрофа, а скорее точка отсчета нового этапа развития нашей страны. Это указание на необходимость изменений, признак своевременности обсуждения новой региональной политики Украины».

Вот так-то. Мол, есть кризис и мы намерены его оседлать на полную катушку, чтобы добиться изменений. Кризис не как причина слез и вздохов, а как повод для действий -- самая разумная из возможных политических позиций. Видимо, задумывая конференцию, Союз лидеров (и не только он) стремился провести «разведку боем» для того, чтобы понять, каким именно образом необходимо начинать преобразования, и где искать союзников.

Какой будет будущая Украина

Конференция была просто перенасыщена новаторскими тезисами известных политиков. Но кажется, интересны не столько мнения, сколько политическая позиция, которая была высказана Союзом лидеров местных и региональных властей Украины. Ведь, похоже, именно вокруг Союза, чьи инициативы поддерживает Президент, а завтра, наверняка присоединятся и многие другие, в том числе и конструктивно-оппозиционные политики, будет формироваться новая региональная политика.

Наиболее содержательная часть выступления главы государства, в котором региональные проблемы воспринимаются через призму вообще всего государственного устройства стоит того, чтобы на нее обратить внимание: «Первое. Мы убеждены, что принятие самой Конституции или поправок к ней должно обязательно производится либо посредством всенародного голосования, либо посредством специально избранного конституционного собрания, но никак не парламентом. Об этом говорит и мировой опыт, и здравый смысл. Орган власти, чьи полномочия и обязанности регулируются самой Конституцией, не должен иметь права ее принимать и изменять по собственному желанию.

Второе. Законодательная власть в стране, по нашему убеждению, должна принадлежать парламенту, состоящему из двух палат, причем верхняя палата должна формироваться по принципу равного представительства от регионов. Введение верхней палаты необходимо для представительства интересов регионов и местного самоуправления в законодательном процессе. Верхняя палата должна утверждать законопроекты, принимаемые нижней палатой и стать стабилизирующим политический фактором в отношениях между законодательной и исполнительной властью. Нижняя палата парламента, кроме исполнения своих законодательных функций, обязательно должна иметь функцию формирования правительства, вынося свои предложения по кандидатуре премьера и составу кабинета, разделяя тем самым с Президентом ответственность за действия исполнительной власти. Нижняя палата также должна иметь в своих руках механизм импичмента Президента.

Третье. По нашему мнению, в Украине должна быть усилена роль Президента, как государственного института в системе государственной власти. Именно к его функциям нужно отнести выработку основ внутренней и внешней политики в стране, он также должен иметь в определенных Конституцией случаях возможность роспуска парламента. Например, если парламент не может сформировать правительство. Президент также должен принимать участие в формировании правительства, утверждая его состав представляемый нижней палатой, и имея безоговорочное право отставки правительства. На наш взгляд, президентская функция гаранта Конституции означает, что должен быть создан специальный орган, подчиненный напрямую президенту, в обязанности которого входило бы обеспечение выполнения этой функции.

Четвертое. Мы полагаем, что правительство Украины самостоятельно должно формировать органы исполнительной власти, в том числе, и в регионах. Причем органы исполнительной власти в регионах должны служить для исполнения исключительно государственных полномочий, не вмешиваясь в сферу ответственности местного самоуправления.

Пятое. Судебная власть должна окончательно выйти из всякой зависимости от других ветвей власти. Необходимо создать законодательный механизм разрешения споров между органами власти и местного самоуправления, различных ветвей власти и т. д.

Шестое. Мы утверждаем, что необходимо законодательно восстановить правовой статус регионального самоуправления со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно: в регионах должна появиться областная собственность, полноценный бюджет с собственными доходными источниками, полноценный исполнительный орган и т. п.

Седьмое. Мы считаем, что одна из самых больших проблем ныне функционирующего местного самоуправления — тот факт, что многие территориальные общины, в первую очередь сельские, поселковые и общины маленьких городов не являются инфраструктурно достаточными для выполнения, возложенных на них законом, полномочий. Здесь необходима реформа, которая приведет в соответствие инфраструктурные возможности территориальной общины, и полномочия, возложенные на нее законом. Это значит, что базовый уровень самоуправления должен соответствовать в основном уровню крупных городов и районов, что предусматривает объединение нынешних территориальных общин.

Восьмое. Наверное, необходимо также пересмотреть и заложенный в нынешнем законодательстве механизм делегирования полномочий. Всякий акт делегирования полномочий должен производиться на основе соглашения между соответствующими органами власти. То есть передача полномочий должна осуществляться только при условии достижения договоренности между органами власти — одна сторона должна быть готова взять на себя, а другая — передать данные полномочия».

Прошедшая конференция, да и реальная политика, наверняка внесут коррективы в эту программу действий. Но, скорее всего, позиция регионалов может быть воспринята большой частью общества, поскольку все изменения они выводят из двух целей. Первая — эффективность оказания социальных услуг каждому гражданину. Вторая — принцип целостности Украины. Если регионалы смогут жестко обосновать все предлагаемые изменения исходя из заявленных целей, то новая региональная политика более чем реальна. Референдум, о котором так много они говорят, точно удастся.