Події

Новая поисковая система, созданная украинскими учеными, поможет за пару часов найти автомобиль по цвету и двум цифрам номера

0:00 — 12 жовтня 1999 eye 1010

Интервью у заместителя министра внутренних дел генерал-полковника милиции Юрия Дагаева приходится брать практически на ходу. Напряженный ритм министерских будней почти не оставляет времени на неторопливые размышления и обмен общими фразами.

-- Юрий Александрович, газеты писали о выдвижении одного из коллективов МВД Украины на присуждение Государственной премии в области науки и техники. За какие достижения?

-- На присуждение Государственной премии выдвинут авторский коллектив Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения и УГАИ МВД Украины за разработку автоматизированной информационно-поисковой системы «Интегрированный национальный банк данных Госавтоинспекции МВД Украины».

-- Но компьютерные технологии давно уже применяются, думаю, и в органах внутренних дел?

-- Вы правы. Уже более 20 лет они используются и оперативными службами, и в управленческой деятельности. Для, так сказать, внутреннего применения. Названная же система достаточно уникальна. И на сегодня не имеет аналогов в ближнем зарубежье. Это целый комплекс технических и программных средств, баз данных, организационных мероприятий, связанных между собой единой целью. Его основная составляющая -- автоматизированная информационно-поисковая система «Автомобиль», обеспечивающая автоматизацию регистрационной деятельности. Шесть лет назад, когда эта система только внедрялась в регистрационных подразделениях УГАИ МВД Украины, в областях автоматизированным был лишь учет регистрируемых транспортных средств. Ныне же она осуществляет подготовку на компьютере заявления о регистрации транспортного средства с одновременной постановкой его на учет, проверку по базе данных похищенных и утерянных номерных знаков, регистрационных документов и документов водителя транспортного средства, а также похищенного автотранспорта не только в Украине, но и в странах СНГ. Сведения о нем мы ежедневно получаем из Москвы, в соответствии с международными соглашениями. Кроме того, система обеспечивает оформление и учет бланков свидетельств о регистрации транспортных средств, учет выданных государственных номерных знаков и проведенных техосмотров автомототранспорта. Если раньше для того, чтобы составить списки транспортных средств, подлежащих техосмотру, работнику ГАИ нужно было израсходовать немало времени, пересматривая картотеку, то сейчас он имеет возможность получить напечатанный компьютером список за несколько минут. Введение этой системы в МРЕО позволило значительно сократить время регистрации транспортного средства и число паспортистов, которые этим занимались.

Вместе с тем, мощная современная компьютерная техника и программное обеспечение позволили создать централизованный банк данных зарегистрированных транспортных средств. Такие данные передаются телефонными коммутированными каналами связи в УГАИ областей, где формируются областные базы данных, и наоборот -- из УГАИ областей информация в течение суток поступает в УГАИ МВД Украины и пополнят национальный банк данных.

-- Помогает ли ваша система в борьбе с похищениями и угонами?

-- Сейчас с момента подачи заявления о похищении транспортного средства до поступления этой информации в МРЕО на стационарные пункты ГАИ и пограничные переходы и наоборот проходит не больше двух часов. И все это делается исключительно по каналам электронной почты, при минимальном участим человека. Такое быстрое информирование, конечно, дает свои результаты.

При наличии на стационарном посту или в патрульном автомобиле ГАИ компьютера в нем можно держать базу данных транспортных средств, похищенных в Украине и за ее границами, номерных знаков, регистрационных и водительских документов и проверять по ним транспортные средства, вызывающие подозрение. Кстати, такие проверки осуществляют сотрудники специализированного батальона ГАИ «Кобра», имеющие такие базы данных на портативных компьютерах в патрульных автомобилях. Недавно в одной из южных областей было совершено разбойное нападение с использованием легкового автомобиля. Свидетели и пострадавшие смогли назвать только марку автомобиля, его цвет и две цифры номерного знака, не запомнив даже, где они расположены -- в середине или в конце номера. Без использования компьютерной базы данных выбрать такой автомобиль из многомиллионной картотеки вообще нереально. Однако наша система за несколько часов сделала выборку автомобилей с комбинацией названных цифр. Правда, их было несколько более 500, но это уже была «зацепка», которая привела к нужным результатам. Кроме того, по базе данных выдается разнообразная статистическая информация для заводов-производителей автомобилей и запасных частей к ним.

-- А какова перспектива такой проверки на всех патрульных автомобилях?

-- Безусловно. Ведь одной из подсистем интегрированного банка данных является автоматизированная система «Передвижной объект». Это когда патрульный автомобиль оснащается компьютером, радиостанцией и радиомодемом, что дает возможность связать компьютер с центральной базой данных и получать информацию об автомобиле или его владельце. Для этого на бортовом компьютере набирается запрос -- то ли государственный номерной знак, то ли номер кузова или двигателя, фамилия владельца -- и этот запрос при помощи радиомодема передается на центральный компьютер, где по базам данных ведется поиск. Поиск длится 20--20 секунд, после чего на бортовой компьютер поступает ответ. Такая система может использоваться и на стационарных постах ГАИ. Главное условие -- наличие радиовидимости между патрульным автомобилем или постом и центральным компьютером. Система прошла испытание. Сейчас изыскиваются средства и техническая возможность для широкого ее внедрения в практическую деятельность Госавтоинспекции.

-- Что думают об этой информационной системе научные работники, занимающиеся аналогичными проблемами?

-- Наша разработка получила признание и высокую оценку ученых Института кибернетики им. В. М. Глушкова, Национального технического университета (КПИ), Хмельницкого технического университета Подолья, Национального научно-исследовательского центра оборонных технологий и военной безопасности, Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций, Государственной администрации автомобильного транспорта, СБУ, Управления государственной охраны, Государственного комитета по делам охраны Государственной границы, НЦБ Интерпола в Украине и прочих.

Работа «АИПС «ИНБД Госавтоинспекции МВД Украины» рассматривалась также Московским институтом проблем управления им. В. Трапезникова и Санкт-Петербургским институтом информатики и автоматизации Российской академии наук, где была признана имеющей характеристики мирового уровня. Ее теоретическая разработка имеет положительные научные достижения и практическую ценность для многих стран, она была поставлена на уровень лучших мировых разработок в области глобальных информационных систем.


«Facty i kommentarii «. 12 октября 1999. Право