Народный депутат Дмитрий Табачник принял участие в телемосте с Владимиром Познером
В минувший вторник телекомпания «Уличное телевидение» провела уже третий по счету телемост с участием российского тележурналиста Владимира Познера, благодаря которому жители Донецка смогли поговорить со Львовом и Одессой. Кроме того, из студии в Киеве на связь с участниками встречи вышел один из известных украинских политиков -- депутат Верховной Рады Дмитрий Табачник. Разговор украинцев с Познером и Табачником получился таким же интересным, как разговор Алисы с Чеширским Котом в знаменитой сказке.
На телемосте были затронуты три большие темы: необходимость изменения государственного устройства страны, социальные проблемы Украины и предстоящие президентские выборы.
Говоря о государственном устройстве, участники телемоста обсуждали идеи двухпалатного парламента, повышения полномочий регионов и внесения изменений в Конституцию посредством общеукраинского референдума. Из социальных проблем собеседников больше всего волновали ситуация в Донбассе и судьба шахтеров, перспективы реформирования медицины, а также то, откуда родное правительство возьмет деньги для выплаты пенсий и зарплат. Что касается президентских выборов, то мост позволил поговорить о том, есть ли в Украине свобода слова, о профессионализме и нравственности украинских политиков, о перспективах и шансах разных кандидатов стать главой государства.
Дискуссия на телемосте шла волнообразно, то нарастая, то замирая. К слову сказать, каждый из регионов вел себя по-своему. Может быть, отличия регионов как раз и состоят в особенностях людей и того, что они готовы и хотят обсуждать друг с другом.
Так, например, Донецк оказался на удивление вялым, а зал там был полупустым. Да и вопросы с восточной стороны были все больше риторические. Почему в Украине нет профессионалов? Могут ли объединиться Россия и Украина? Может быть, для Украины нужно федеративное устройство государства? Складывалось впечатление, что Донецк на протяжении моста просто спал и только к концу беседы оживился. В отличие от него, Львов непрестанно и эмоционально беспокоился о державе в целом и об особом пути Украины в частности. Львовяне резко выступали против всяких союзов с какими бы то ни было народами и призывали разобраться хотя бы со своим, украинским. Но больше всего удивила Одесса: с ней, как оказалось, весьма интересно говорить, а не просто травить анекдоты. Познер объяснил особенности Одессы тем, что, как он знает, еще в 18 веке императрица Екатерина подарила этому городу независимость от политики Петербурга, благодаря чему мимо Одессы прошло крепостное право, а одесситы остались свободолюбивым и самостоятельным народом.
Киев же был представлен одним человеком -- депутатом Верховной Рады Дмитрием Табачником, который выступил в качестве эксперта и мыслителя, задавая новое качество телемостам уличного телевидения. Впервые публичный политик вышел на прямой и открытый разговор с представителями разных регионов Украины, да еще в столь демократичной ситуации. Г-н Табачник, напомним, один из тех, кто деятельно участвовал в становлении Украины как независимого государства (он входил, например, в состав комиссии, готовившей текст Конституции страны). Одним словом, присутствие Дмитрия Табачника сделало встречу более интересной и живой. И все же после телемоста осталось ощущение, что чего-то не хватает, чего-то все же не было сказано.
На мой взгляд, разговор о двухпалатном парламенте, живо подхваченный участниками телемоста, симптоматичен. Регионы начали выходить из спячки и иждивенчества, к которому они привыкли. Хотя раньше каждый из них только и делал, что просил у центра подачек.
Конечно, вторую палату парламента просто так не создашь. Для этого надо провести, как минимум, всеукраинский референдум. Но прежде чем референдум будет запущен, надо совершенно четко осознать, зачем это нужно. Должно быть понятно, что изменение государственного устройства страны, смещение центра власти и полномочий в сторону регионов предполагает очень конкретное представление о том, какое государство мы строим, какой проект страны мы воплощаем в жизнь. Главное, что должно дать расширение полномочий региональных и местных властей, -- это восстановление естественного цикла жизни и производства страны. Предположим, один регион -- «специалист» в добыче и переработке металла, в другом из него должны делать машины, на которых они вместе поедут отдыхать в третий регион. Это и называется циклами жизни и детальности страны, которые оборвались с развалом СССР.
Возможно ли их восстановить? Вполне. Но для этого в стране должен появиться кто-то, кто реально заинтересован в собирании Украины в единый организм. Не исключено, что таким «заинтересованным лицом» станет относительно недавно образованный Союз лидеров региональных и местных властей. Союз подписал декларацию с действующим Президентом о сотрудничестве на ниве новой региональной политики. И, оказывается, этот союз очень вовремя начал свою работу -- народ живо интересуется проблемами региональной политики.
Появилась реальная надежда и на решение некоторых социальных проблем, в частности -- платности-бесплатности медицины: ведь у нас есть уже общественная сила (движение врачей «Пульс Украины»), которая вплотную занялась медицинской реформой. Кстати, врачи, так же как и регионалы, «замахиваются» на Конституцию. По мнению медиков, Основной Закон не должен обещать тотальную бесплатность медицины. Ведь слова о бесплатности лечения -- это еще не гарантия ни качества, ни доступности медобслуживания. Напротив, каждодневная медицинская практика убеждает нас в том, что здравоохранение Украины хиреет и все больше становится платным, но, так сказать, тайком. Государство, считают врачи, должно гарантировать конституционное право на медицинское обслуживание каждому гражданину Украины, а уж конкретные формы исполнения госгарантий медики сами подберут.
Аналогичный вывод должен быть сделан и в отношении Донбасса. На телемосте не раз вспоминали Маргарет Тетчер, которая достаточно жестко решила проблему шахтеров в Англии: в течение полугода большинство угольных шахт были закрыты. Но при этом почему-то забывается, что правительство Англии готовило эту «операцию» около пятнадцати лет. Главной заботой государства в это время была подготовка различных социальных программ (по занятости, получению новых профессий, обеспечению жильем и социальной помощью), призванных смягчить последствия закрытия угольных шахт, просто помочь шахтерам выжить.
Так правительство Великобритании обеспечивало свои гарантии будущего для части своего народа. У наших шахтеров тоже должно быть будущее и реальные перспективы жизни. Это им должно гарантировать государство, как, впрочем, и всем остальным гражданам страны. А вот какой будет наша перспектива, это уже зависит от того, какой проект страны власть и общество решат реализовывать и какое место и роль в будущей стране отводится шахтерам. Понятно, что это все -- предмет для всенародного обсуждения и обдумывания, для чего, возможно, вполне сгодились бы такие телемосты.
Кроме того, из вышесказанного становятся понятны и требования к претендентам на высший государственный пост. Кандидат в президенты должен быть публичным политиком и иметь реалистичный проект для целой страны и целого народа. Вместо традиционных однотипных обещаний люди ждут от него четких разъяснений, какую страну он собирается строить, какими средствами и каковы приоритеты жизни в этой стране. Лозунгами и обещаниями народ сыт по горло. Украинцы давно готовы к серьезному разговору. Дело осталось за малым -- за политиками.
«Facty i kommentarii «. 16 октября 1999. Политика