Спорт

Самый молодой в мире гроссмейстер руслан пономарев старается жить строго по расписанию и планирует изучать иностранные языки

0:00 — 16 жовтня 1999 eye 850

В последние годы элиту мировых шахмат представляют все более молодые гроссмейстеры. В числе лидеров в мировом рейтинге — 24-летний Владимир Крамник и 22-летний Александр Морозевич из России, 20-летний венгр Петер Леко… Постепенно подбирается к ним и наш Руслан Пономарев (сейчас в мировом рейтинге он на 37-м месте), сломавший стереотип о том, что дети не могут играть во «взрослые» шахматы. В 14 лет вундеркинд из Краматорска стал самым юным гроссмейстером мира, побив рекорды Роберта Фишера, Анатолия Карпова и Гарри Каспарова. В 15 лет, выступая за мужскую (!) сборную Украины, завоевал бронзовую медаль Всемирной олимпиады -98, неплохо сыграл на чемпионате мира нынешнего года в Лас-Вегасе, месяц назад уверенно занял первое место на Всемирной детской шахматной олимпиаде в Артеке … Даже не верится, что на днях Руслану исполнилось всего 16.

Наш разговор с Пономаревым состоялся после победного финиша турнира в Артеке. Это была последняя детская олимпиада, в которой по возрасту он еще мог участвовать.

- Руслан, тебе не жаль, что это были твои последние соревнования среди детей?

- А чего жалеть-то? Конечно, со сверстниками играть интересно, но ведь со взрослыми шахматистами сражаться за доской труднее и полезнее. Это хорошая школа.

- А своими выступлениями в Артеке доволен?

- Я выиграл шесть партий, одну завершил вничью… По-моему, неплохо, да?

- Ты выиграл еще и блиц-турнир…

- Вообще, участвовать в нем я сначала не собирался. Но за последние месяцы соскучился по любимой игре и здесь старался наиграться досыта. Я привык играть много и по-другому уже не могу.

- Неужели ты собираешься посвятить всю свою жизнь шахматам? У тебя нет желания получить еще какую-нибудь профессию?

- Для начала нужно получить хотя бы среднее образование. Сейчас я делаю упор на иностранные языки. Возможно, это и станет моей профессией. Пока не хочу загадывать…

- Как же ты будешь ими овладевать?

- Собираюсь ходить на курсы. Не исключено, что буду поступать в вуз на факультет иностранных языков. Правда, директор «Артека» Михаил Сидоренко агитирует меня поступить в институт, который находится на территории его центра. Но насколько я знаю, там готовят психологов.

- А перспектива стать психологом тебя не прельщает?

- Вообще, это интересно! Может, научусь гипнотизировать своих соперников…

- При подготовке к какому-либо турниру тебе не приходилось пользоваться услугами психолога?

- Да нет, думаю, мне это не нужно. У нас вот тренеры хорошие психологи. Могут кого угодно загипнотизировать.

- Ты так серьезно об этом говоришь… Неужели веришь, что такое может произойти на самом деле?

- Я в совпадения верю. А они в последнее время происходят часто.

- А помимо шахмат у тебя есть какие-то увлечения?

- За последнее время мне подарили много разных значков. У меня их теперь штук 50. Деваться некуда, придется их коллекционировать.

- Сколько времени в день ты уделяешь шахматам?

- Теперь меньше, нежели еще год назад. Надо же хоть иногда от шахмат отвлекаться! Сейчас в день занимаюсь часов шесть, не больше. Естественно, кроме выходных. В субботу я хожу в баню, а в воскресенье стараюсь проводить время с родителями.

- Ты живешь строго по расписанию?

- Стараюсь. Хотя не все в это верят. Несколько дней назад я простыл, так врач дал мне почитать одну интересную книгу. Внимательно ее полистал, нашел раздел про точечный массаж. Попробовал понадавливать на указанные точки у себя на теле — и, надо же, на следующий день выздоровел. Правда, думаю, дело не только в точках. Тут большую роль играет самовнушение. Таким же образом пытаюсь заставить себя все делать вовремя.

- Недавно ты перебрался из родного Краматорска в Донецк. По родителям скучаешь?

- Да мы, вообще, часто видимся. Я к ним приезжаю или они ко мне. А так скучаю, конечно! (Папа у Руслана — инженер-конструктор, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС. Мама — учительница младших классов.  — Авт. ). И по ним, и по девятилетней сестренке Людмиле. Такая у нас семья: Руслан и Людмила. А папа — Черномор, значит…

- Скажи, Руслан… В твоем возрасте у мальчиков уже бывают любимые подружки…

- И вы туда же! Мне все журналисты этот вопрос задают. Подружки у меня, конечно, есть, но назвать кого-то из них любимой… Наверное, до этого я еще не дорос.

- Я слышал, ты очень любишь танцевать на дискотеках…

- Вот уж ерунда! Хотя бывает, конечно, но только по настроению.

- Ты настолько зависишь от своего настроения?

- Ну а как же… Если я, к примеру, проиграю партию, так что, мне надо идти веселиться?

- А может, и надо. Чтобы как-то «отойти» от поражения, расслабиться… Кстати, как ты расслабляешься? Может, позволяешь себе бутылочку пива?

- Да нет, я только крепкий чай люблю.

- Неужели ты спиртного никогда не пробовал?

- Уговаривали как-то… Один раз на турнире во Франции предлагали вина попробовать. Я отказался.

- А курить не пробовал?

- У меня нет к этому интереса. Разве расслабляться можно только с помощью сигареты и спиртного? Может, для кого-то это — нормальное явление, а я больше люблю книжку почитать, посмотреть телевизор. Могу поиграть в футбол, теннис… Кстати, чтобы поддерживать спортивную форму перед чемпионатом мира в Лас-Вегасе, я посещал футбольную секцию.

- А болеешь за киевское «Динамо» или донецкий «Шахтер»?

- Ну конечно болею! Правда, динамовцы так проиграли этому «Марибору»… Ничего, главные матчи у них еще впереди.

- Надеемся, что у тебя тоже!