Юный паломник все-таки добился своего. Правда, целую неделю и школа, и милиция жили в ожидании худшего. И только мать была уверена, что ее сын надежно защищен
Когда Наталья пришла вечером с работы, школьный портфель сына стоял под дверью. Только и подумала: неужели Олежка так спешил прогуляться после школы, что даже домой не забежал. Чуть позже выяснилось, что портфель принесли соседские мальчишки. Они и рассказали, что нашли его во дворе, между гаражами. Самого Олега ребята не видели, и в школе он не появлялся. Мать выскочила на улицу искать сына. Обошла всех его друзей, но ничего выяснить так и не смогла. После полуночи взволнованные отец и мать подали заявление в милицию об исчезновении сына.
Олег из семьи верующих, православных христиан. Пять лет назад его родители развелись, и сегодня мальчик живет с матерью и отчимом. Впрочем, с отцом видится часто. Олег, как и вся его семья, верой и правдой служит Господу. Не раз мальчик убеждался в силе молитвы -- бывало, помолится за некоторых неуспевающих учеников, и те вдруг начинают получать пятерки.
-- Олег -- один из лучших учеников в классе, -- рассказывает классный руководитель 2-Д класса винницкой общеобразовательной школы N 16 Наталья Андрижевская. -- Вы только взгляните на его тетради -- они сияют чистотой, как будто это вовсе не мальчишка писал. Олег у нас почти отличник, вот только по математике ему следовало бы немного подтянуться. Впрочем, не сомневаюсь, что это ему удастся -- его упорству могут позавидовать и некоторые взрослые.
21 сентября Олег на занятия не пришел -- классный руководитель и одноклассники решили, что он заболел. Но уже на следующее утро мама мальчика позвонила учительнице домой, сообщив, что сын пропал -- целую ночь его не было дома! В школе встревоженная учительница начала расспрашивать одноклассников, не заметили ли они каких-то странностей в поведении Олега. Никто из детей не мог вспомнить нчего особенного. Вскоре в школу пришли мама и бабушка мальчика, обвинив в его исчезновении классного руководителя и одноклассников.
-- Когда в понедельник Олег пришел из школы, он пожаловался мне, что один из одноклассников его избил, -- сообщила мать мальчика Наталья Леонидовна. -- А он ведь никогда сдачи не дает -- приучен не поднимать руку на ближнего. Также сын рассказал, что пожаловался на обидчика классному руководителю, но та никак не отреагировала. Более того, посоветовала Олегу больше не ябедничать. Сын попросил меня зайти в школу, но я ведь на работе. Поэтому предложила ему самому разобраться в ситуации. Видела, что он недоволен моим ответом, и все-таки хотела воспитывать в нем самостоятельность. Чуть позже, анализируя эту ситуацию, поняла: сын, наверное, подумал, что в тот миг целый мир от него отвернулся. Возможно, именно поэтому и решил поехать в лавру -- в ней мы были с ним несколько раз и, помолившись, чувствовали необыкновенное облегчение. Когда мальчик исчез, что-то подсказывало, что Олег отправился в Киев. Киевские храмы всегда вызывали у него восхищение и необыкновенный восторг.
-- Моя бывшая жена Наталья прибежала ко мне поздно вечером, надеясь, что сын находится у меня, -- вспоминает Николай Антонович, отец Олега. -- Когда я услышал, что ребенок потерялся, очень встревожился. Сын, такой послушный и рассудительный, никогда еще не терялся и не пропадал! Сразу же отправился на железнодорожный вокзал -- Олег любил наблюдать за вокзальной суетой. Но его там не оказалось. Зашел в отделение милиции, описал внешность Олега, но стражи порядка лишь развели руками. Посоветовали, правда, обратиться с заявлением об исчезновении ребенка в районное отделение милиции. Я поехал за бывшей женой, и мы вместе поспешили в Ленинское РОВД.
-- Существовало несколько версий исчезновения Олега, -- говорит начальник криминальной милиции по делам несовершеннолетних Ленинского РОВД г. Винницы Руслан Набурович. -- Возможно, мальчик познакомился с какими-то детьми, заигрался и остался у них ночевать. Или же задержался в одной из церквей (мать рассказывала, что во время службы в церкви сын забывает обо всем на свете) и, не решаясь идти вечером домой, попросился на ночлег в храме. Поскольку телефона дома нет, то сообщить об этом матери мальчик не смог. Увы, и утром он не вернулся домой. В тот же день подняли весь личный состав Ленинского РОВД, тщательно обследовали все чердаки и подвалы в Свердловском массиве Винницы, где проживает Олег. К сожалению, поиски оказались безрезультатными. На следующий день мы искали мальчишку уже по всему городу. Одна из женщин, торгующая сладостями недалеко от церкви, заверила нас, что видела похожего мальчика. Прихожане тоже подтвердили это. Как впоследствии оказалось, все эти люди перепутали Олега с каким-то другим ребенком.
Параллельно работники милиции отрабатывали еще одну версию -- Олег мог поехать в Браиловский женский монастырь или в Киево-Печерскую лавру. Именно тогда в Киев уехал отчим Олега. Вскоре он вернулся домой ни с чем. А отец мальчика посетил Браиловский монастырь -- показал монахиням фотографию сына, и они узнали его. Правда, как сообщили послушницы монастыря, в последний раз Олег приезжал к ним со своей семьей.
-- Психика у детей очень ранимая, поэтому взрослым надо быть более сдержанными, -- рассказывает начальник Ленинского РОВД г. Винницы Анатолий Потребчук. -- То, что для взрослых не имеет значения, для ребенка бывает самым важным в жизни. И последствия такого непонимания порой могут оказаться трагичными. Удивительно, пока мы искали Олега, его мама была очень спокойна. Пожалуй, впервые за свою многолетнюю практику мне пришлось видеть такое железное спокойствие матери, у которой исчез сын. Наталья Леонидовна говорила, что чувствует свое дитя и точно знает, что ничего плохого с сыном не произошло.
Еще мама Олега уверяла работников милиции, что к субботе сын обязательно вернется, ведь по субботам он поет в хоре мальчиков в церкви на улице Соборной. Но ребенок не вернулся.
-- Я не помню, чтобы чувствовала себя так плохо, как в те дни, когда искали Олега, -- вспоминает классный руководитель Наталья Андрижевская. -- А тут еще родители Олега с какими-то обвинениями! Впрочем, постаралась их понять и простить -- что только не придет в голову в таком состоянии. Попыталась объяснить, что ничего особенного накануне его исчезновения не случилось. Но, кажется, они меня так и не услышали. К сожалению, у нас и раньше происходили кое-какие недоразумения с мамой Олега. Так, однажды она пришла в школу и попросила меня проследить, чтобы сын не ходил вместе со всеми детьми в столовую. Объяснила, что Олег соблюдает посты. Сейчас мы уже привыкли -- пока дети подкрепляются в столовой, мальчик ждет всех в классе.
Пока мальчика не было, каждое утро дети спрашивали меня, нет ли новостей. А родственники и знакомые успокаивали: «Он живой! Если бы, не дай Бог, что-нибудь случилось, его бы уже давно нашли!». В таком угнетенном состоянии я подняла телефонную трубку, когда в очередной раз позвонили из милиции. Когда же услышала, что мальчик нашелся, даже не сразу поверила в это.
-- Как я обрадовался, когда мне сообщили: «Ваш сын нашелся!», -- вспоминает отец Олега. -- Звонили из Ленинского райотдела милиции. Не теряя ни минуты, поехал к бывшей жене. Попросив у нее свидетельство о рождении Олега, сообщил, что еду за сыном в столицу. Мать с этим согласилась, и вместе с мужем они пожелали мне счастливой дороги. Приехав на вокзал, увидел, что они тоже садятся на поезд. Тогда мы и договорились, что будем добираться вместе. Но когда приехали к киевскому вокзалу, их и след простыл! А в приюте я узнал, что сына уже забрала мать. Что оставалось делать -- возвратился на вокзал, подождал поезд на Винницу. А так хотелось увидеть моего мальчугана, обнять, расспросить!
Прозвенел школьный звонок. Дети гурьбой выбегают из класса. Девочка с красными бантиками крепко держит за руку голубоглазого мальчугана -- учительница поручила ей проводить одноклассника к отцу, поджидавшему у школы. Я же прошу Олега задержаться на несколько минут, чтобы услышать о путешествии из первых уст.
-- Вообще-то в тот вторник я взял портфель и собирался идти в школу, -- рассказывает Олег. -- Но уж очень не хотелось мне опять драться с Тарасом. По дороге в школу мне вдруг явился Божий храм -- Киево-Печерская лавра. Там, как в раю, красиво, тихо и спокойно. Вот и подумал: если помолюсь за Тараса, отношения между нами обязательно наладятся. А помолиться надо было еще и за маму, которая не захотела меня защитить, и за учительницу Наталью Петровну. Поэтому и отправился в столицу Теперь, когда вернулся, вижу: недаром съездил -- все ребята стали какие-то тихие, смирные.
-- Ты так долго молился? Тебя не было почти неделю.
-- В лавре мне удалось побывать лишь на второй день после приезда. А в первый день гулял по Киеву -- такой красивый город! Вот только люди какие-то странные -- все куда-то спешат. У фонтана на площади Независимости мне понравилось больше всего -- здесь люди отдыхают. Там какой-то дяденька спросил меня, почему один хожу по городу. Я ответил, что просто гуляю, а дом мой -- в нескольких шагах отсюда. Соврал, но как еще мог его успокоить.
-- Хотелось бы тебе жить в Киеве?
-- Еще как! Ведь это же такое счастье -- каждый день кататься в метро, видеть старинные памятники, иметь возможность затеряться в толпе И, главное, молиться в лавре. Родители пообещали: когда вырасту, отпустят меня в Киев. У меня было с собой пять гривен, которые мама дала на нужды школы. Вот я их и тратил в Киеве -- покупал себе конфеты, пирожки.
-- А жетоны на метро тоже покупал?
-- Нет, детям там все бесплатно. Я ведь еще маленький. А когда в очередной раз приехал на вокзал и уснул, меня разбудил дяденька милиционер. Я понял -- вот и сказке конец! Меня отвезли в детский приют. А потом за мной приехала мама.
Еще этот удивительный, увлеченный мальчик рассказал, что, может быть, когда вырастет, поселится в каком-нибудь храме навсегда. Впрочем, пока он еще не принял окончательного решения. Может, как и отец, станет водителем, будет много ездить, видеть красивые города.
«Facty i kommentarii «. 20 октября 1999. Человек и общество