Україна

Когда после сброса воды на Киевской ГЭС полуметровый пласт льда лег на дно водохранилища, десятки тонн рыбы оказались в смертельной ловушке

0:00 — 16 березня 2010 eye 1868

«Экологической катастрофы такого масштаба в Киеве не было несколько десятков лет!» — говорят в столичном управлении рыбной охраны

«Не рекомендуем в этом году покупать сушеную рыбу», — говорят рыбаки

ЧП произошло в пятницу: на Киевской гидроэлектростанции во избежание возможного паводка спустили часть воды, после чего толстый слой льда на мелководье лег прямо на дно, придавив собой десятки тонн рыбы.

В выходные на Киевское море съехались тысячи рыбаков. Чтобы наловить мешок рыбы, не требовалось снастей — окуней и судаков вытаскивали из-под льда голыми руками. Говорят, сомы попадались величиной с человеческий рост! Удачливые добытчики после целого дня «ловли» увозили домой по 80-100 килограммов рыбы. Однако особой радости настоящие любители рыбалки не испытывали: «На следующий год рыбы не будет вообще, — вздыхали они.  — Видите — дохлыми рыбинами все дно усеяно!»

В понедельник машин на берегу водохранилища было гораздо меньше. Но метрах в пятидесяти от берега, среди развороченных льдин, вздыбившихся на обмелевшем дне, бродило несколько десятков мужчин, обутых в резиновые сапоги и вооруженных сачками. Становясь на четвереньки, ловцы внимательно оглядывали водяные промоины, запускали голые по локоть руки под лед, пытаясь нащупать живую добычу.

 — Уже почти ничего не осталось, — парень, представившийся Сергеем, с сожалением продемонстрировал нам содержимое своего рюкзака — две небольшие красноперки и полукилограммовый подлещик.  — За выходные все разобрали. Лед кололи, разбирали руками, кое-кто даже бензопилами пилил.

По словам рыбака, порядочные люди брали только живую рыбу. Но попадались и такие, кто не гнушался заснувшей плотвой и густерой.

 — Тоннами вывозили! Засолят, посушат — и на продажу. Кто ее потом разберет? — хмыкнул Сергей.  — В общем, не рекомендую в этом году покупать сушеную рыбу.

Заглянув в неглубокую, сантиметров 30, прорубь (а стояли мы на месте, где летом глубина воды не меньше полутора метров), я увидела, что дно устилает слой погибших мелких рыбешек.

 — Чувствуете, как гнилью пахнет? Это пока еще вода холодная! А что будет, когда потеплеет? — сурово спросил меня седой, одетый в камуфляжную куртку пенсионер.  — Отсюда вода в водопровод пойдет, отравит киевлян.

 — Не переживайте, остатки рыб склюют чайки и вороны. Раки разведутся в несметных количествах! — мечтательно заулыбался еще один рыбак.  — Рыбу жалко, конечно. Но здесь она все равно пропала бы. Наоборот, хорошо, что люди выгребли ее по максимуму. А рыбинспекторы здесь все выходные дежурили, разрешали по пять килограммов на руки забирать. Смешно! Кто же их послушает, когда такая добыча?

«Мы еще не подсчитали убытков, но они огромны. А водохозяйственники намерены спустить воду еще на 50 сантиметров»

Решение спустить воду было принято межведомственной комиссией при Госкомводхозе в интересах всей Украины. «Мы спустили часть воды, и когда начнется паводок — для нее найдется место», — такую причину озвучило руководство Киевской ГЭС. В Госкомитете по водному хозяйству также утверждают: спуск воды — самый оптимальный способ спасти Киев и другие приднепровские города от потопа.

А вот местные жители уверены: все сделано в интересах жителей Кончи-Заспы. Высокопоставленные обитатели элитных коттеджей решили таким образом застраховаться от неприятностей. С ними согласны и сотрудники Киевского управления рыбной охраны.

 — Мы принимали участие в заседаниях межведомственной комиссии при Госводхозе, приводили туда ихтиологов и гидробиологов, предупреждали о возможной массовой гибели рыбы. Но все тщетно! — воскликнул руководитель Центра общественных связей Киевского управления рыбохраны Игорь Тихолаз.  — Уровень Киевского водохранилища обычно поддерживается на отметке 102,5-102,8 метра (над уровнем Балтийского моря), и спускать воду даже до отметки 102,1 метра крайне нежелательно. После нынешнего спуска вода оказалась на отметке 101,5 метра, которая у гидробиологов называется «мертвой точкой» — при таком уровне воды оголяется дно, гибнут водоросли, служащие кормом для речных обитателей, исчезают места для нерестилищ. Экологической катастрофы такого масштаба, как эта, в Киеве не было по крайней мере несколько десятков лет. Мы еще не подсчитали убытков, но они огромны. А водохозяйственники намерены к 1 апреля спустить воду еще на 50 сантиметров!

 — Почему так много рыбы оказалось на мелководье?

 — В начале февраля возникла угроза удушья рыбы. Мы прорубили лунки во льду, делали воздушные фильтры с помощью камыша, с помощью мотопомп закачивали воздух под лед. Даже удалось уговорить руководство Киевской ГЭС несколько раз провести рывковые сбросы-подъемы воды, во время которых ломается сплошная пелена льда. Угрозу массовой гибели рыбы от удушья удалось предотвратить. К тому же в марте потеплело, лед возле берегов стал подтаивать. Рыба устремилась поближе к талой, обогащенной кислородом воде — и попала в ловушку.

 — Рыбаки негодовали, что рыбинспекторы, дежурившие возле водохранилища, не разрешали брать более пяти килограммов рыбы, многих оштрафовали.

 — Мы штрафовали только тех, кто пользовался незаконными средствами для ловли рыбы — острогой, гарпуном. Они лишали жизни рыбу, которая теоретически еще могла бы спастись. Ловивших руками никто не трогал. Лучше так спасать чистоту воды, чем дожидаться, пока весь Днепр загниет…

 — Подобные случаи бывают достаточно часто, причем не только на Киевском водохранилище, — рассказал «ФАКТАМ» директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко.  — К сожалению, воду спускают, в большем или меньшем объеме, не только в Украине. Другое дело, что ее можно было бы спускать не так быстро. Хотя рыба все равно погибла бы, потому что сейчас она еще сонная и вряд ли могла бы спастись.

Водохранилища контролируют уровень воды, и работников ГЭС не волнует, что будет с рыбой. Для них главное — безопасность водохранилища. Конечно, плохо, что воду слили сейчас. Но намного хуже, если это произойдет, скажем, в мае, когда рыба нерестится. Тогда погибнет вся икра. А то, что сливы воды еще будут, можно не сомневаться, ведь весна — время паводка.