Руководитель управления по делам Украины, России и Евроазиатских стран в Совете национальной безопасности США Джон Тедстром приехал на несколько дней в Киев из Москвы, где вместе с Генеральным прокурором США г-жой Рино принимал участие во встрече министров Большой семерки. В столицу Украины он прибыл с целью обсудить политическую ситуацию в нашей стране, а также вопросы международного сотрудничества с представителями официальных властей и общественности. Г-н Тедстром посетил редакцию «ФАКТОВ» и ответил на вопросы журналистов нашей газеты.
-- Перед моим переходом на работу в правительство США я посещал Украину практически каждый месяц -- в качестве главного экономического аналитика корпорации «Рэнд», штаб-квартира которой находится в Вашингтоне. Вместе с рядом исследовательских организаций в Киеве мы работали над совместными проектами, касающимися вопросов национальной безопасности и экономической политики Украины.
-- Ваш визит в Москву как-то связан с расследованием, которое проводит США по фактам финансовых злоупотреблений российского правительства?
-- Переговоры в Кремле по проблемам борьбы с преступностью по предложению Бориса Ельцина были запланированы еще на Букингемской встрече Большой семерки в 1997 году. Все, что касалось этой темы, рассматривалось в глобальном контексте. Как отметила Генеральный прокурор США Дженнет Рино, сейчас преступность и коррупция выросли до международных масштабов, поэтому для эффективной борьбы с этими явлениями необходимо объединять усилия. Что же касается дела о финансовых злоупотреблениях, связанных с Россией, то по этому поводу мы встречались с российскими министрами юстиции и внутренних дел, Генпрокурором и главой правительства Путиным. США заинтересованы в том, чтобы расследование этого дела было проведено профессионально и не шло на поводу у скандала, который разгорается в прессе.
-- С кем вы встречались в Киеве и какие вопросы затрагивали во время переговоров?
-- Практически на всех беседах поднимались вопросы внутренней и внешней политики. Я убедился, что с Украиной необходимо укреплять диалог не только на официальном, но и на неофициальном уровне. И с радостью отметил, что все украинцы, с которыми довелось встретиться, думают о будущем, о том, что ждет страну после 31 октября. Собственно, эта тема беспокоит не только Украину. На прошлой неделе я выступал на Капитолийском холме в Вашингтоне перед комиссией ОБСЕ. Главной темой встречи в Капитолии были выборы в Украине. Могу повторить, то, что я сказал там. Нынешние выборы являются стратегически важными для будущих поколений Украины. В первую очередь, потому, что в ближайшем будущем перед вашей страной возникнет ряд важнейших вопросов, которые будут иметь отношение к определению ее роли как в регионе, так и в структуре мирового сообщества в целом. На мой взгляд, результаты избирательной кампании будут зависеть от двух вещей: во-первых, от готовности общества сделать свой выбор и, во-вторых, от личностных качеств как руководителей в Киеве, так и лидеров на местах.
-- В Украину вы ехали с какой-то определенной целью? И как думаете, вы ее достигли?
-- Я хотел бы еще раз подтвердить, что в США хотели бы видеть продолжение движения Украины по демократическому пути. Америка заинтересована в том, чтобы ваша страна была независимой, суверенной и стабильной страной. Такую стратегическую цель США преследовали с самого начала двусторонних отношений между нашими государствами, и она остается неизменной.
Во время своей поездки я пытался выяснить степень готовности общества к тому выбору, который предстоит сделать Украине 31 октября. И сделал вывод, что есть три стратегически важных элемента, которые должны соединиться, чтобы обеспечить дальнейшее продвижение страны. Во-первых, это европейское видение дальнейшего развития страны, которое формируется сейчас среди украинской политической элиты. Во-вторых, возрастающее понимание среди представителей исполнительной власти того, что интеграция с Европой -- это не столько функция внешнеполитического ведомства, сколько необходимость изменений внутреннего развития, которое можно назвать европеизацией страны. В последние два года я вижу в украинском правительстве все больше талантливых людей, которые понимают основные принципы рыночной экономики, необходимость реформ, а это как раз и включает в себя понятие «европеизация». И третий важный элемент -- это еще не столь незначительная, но все-таки заметная заинтересованность украинского общества в экономических реформах. Мы наблюдаем формирование неправительственных организаций, ассоциаций, частных инициатив, которые ведут определенную деятельность.
Я думаю, если эти три элемента: европейское видение, большая компетентность исполнительной власти в реформировании и общественная инициатива снизу -- удастся соединить, то Украина будет иметь прекрасные перспективы.
-- В последнее время кое-кто запугивает нас тем, что Запад откажется от финансовой помощи Украине. Можем ли мы в связи с этим рассчитывать на помощь США? Ведь сейчас вполне очевидно, что самостоятельно нам изменить ситуацию в экономике очень сложно.
-- К сожалению, вынужден констатировать, что несколько разочарован происходящим в Украине. Говорю это как друг вашей страны: мои украинские друзья знают, насколько я предан Украине. Поэтому мои критические замечания -- это критика друга, который желает только добра. И я не хотел бы, чтобы этот разговор остался только между нами. Это еще одна причина того, почему я пришел в вашу газету. Приезжая в Украину, я обязательно читаю «ФАКТЫ», как и миллионы ваших читателей.
Что касается политики, то в Вашингтоне весьма обеспокоены некоторыми проблемами, возникшими во время предвыборной кампании. Думаю, что все мы знаем, о чем идет речь. Это -- давление на СМИ, что, впрочем, печатных органов касается в меньшей степени. Скорее наоборот, на страницах газет происходит весьма бурная дискуссия. А вот проблемы электронных СМИ весьма ощутимы и волнуют не только меня. Я имею в виду канал СТБ. В свое время мне довелось 4 года работать на радио «Свобода» в Мюнхене, поэтому имею представление о журналистской работе. И я знаю, насколько важно для корреспондента быть объективным и независимым. Ведь, по большому счету, это сущность той роли, которую играют журналисты в обществе.
И еще об одной проблеме нельзя не вспомнить. Подчеркиваю, я весьма откровенен с вами, но, повторюсь, это вы слышите от друга Украины. Речь идет о некоторых злоупотреблениях со стороны силовых органов -- СБУ, налоговой администрации.
Мне очень хотелось бы, чтобы нынешние ваши выборы были именно такими, каких заслуживает украинский народ -- честными, демократическими, чтобы они вполне отразили те желания, с которыми придут на избирательные участки граждане вашей страны. У меня есть основания надеяться, что именно так и будет. Судите сами.
Во-первых, последние восемь лет Украина постоянно укрепляла свою репутацию страны, развивающейся по демократическому пути. В этом надо отдать должное всем, начиная от президента Кравчука и нескольких созывов парламента и заканчивая Леонидом Кучмой. Но я не был бы откровенным, если бы не сказал, что сейчас репутация Украины подвергается серьезному испытанию и находится в критическом состоянии, если можно так сказать. Другая причина моей убежденности кроется в реакции украинской общественности на нечестные выборы.
Дело в том, что в течение первых полутора лет тому, кто после выборов будет на вершине власти, придется провести ряд необходимых, но непопулярных мер. Чтобы достичь успеха в подобных радикальных шагах, глава государства должен опираться на большинство населения, иметь его поддержу и доверие. Украина не проживет последующие пять лет так, как предыдущие. Европа интегрируется, реформы в Европе становятся все более динамичными, и мы не хотим, чтобы Украина отстала. Поэтому те вопросы, которые предстоит решать избранному 31 октября президенту, будут намного сложнее и жестче, чем раньше.
И, наконец, третья причина, по которой честные и открытые выборы являются крайне важными и необходимыми. Это внешнеполитические отношения Украины. Если международная общественность не будет уверена в том, что украинские выборы прошли на уровне европейских стандартов, то нам будет намного сложнее оказать Украине поддержку и привлечь ее к мировым процессам. Это очень простая политика. Ведь лидеры западных стран тоже ощущают давление со стороны своих граждан, и принимают решения по поводу внешней политики государства на основе превалирующего общественного мнения. Я должен вам честно и откровенно сказать, что в Америке критичнее всего подходят к избирательной кампании в Украине американцы украинского происхождения. Поэтому очень важно, чтобы то, что произойдет 31 октября и, возможно, 14 ноября, было честным и открытым.
-- На днях состоялась встреча министров иностранных дел государств Совета Европы, где обсуждались перспективы стран, которые могут претендовать в отдаленном будущем на членство в этой структуре. Упоминались Молдова и Болгария, и никто ни единым словом не обмолвился об Украине. Как вы прокомментируете этот факт?
-- Украина должна ежедневно демонстрировать свое желание подтянуться до европейских стандартов. Это не значит, что ваша страна обязана выглядеть так же как Германия, Франция и т. д. Но Украине необходимо проповедовать принципы, которые действуют в Европе. Мне кажется, что это должно стать заданием номер один для победителя президентских выборов и для украинской общественности. С другой стороны, мне хотелось бы видеть большее содействие Украине со стороны европейских стран. На мой взгляд, в Брюсселе и других европейских столицах в этом направлении еще многое можно сделать. Но главным для Украины при интеграции в Европу должно быть стремление стать процветающей демократической страной с рыночной экономикой, независимо от конкретного членства в той или иной структуре.