Следы от потушенных о щечки сигарет останутся на всю жизнь. Но врачи делают все, чтобы сердце малышки оттаяло. В больнице она начала учиться говорить, и теперь всех женщин называет нежным словом «мама»
«Приезжайте, тут девочка умирает » -- сообщил на «скорую» взволнованный мужчина. Звонивший не знал причины столь тяжелого состояния малышки, поскольку, по его словам, попал в квартиру своей соседки случайно -- она, отлучаясь из дома, попросила присмотреть за двумя детьми четырех и двух лет. Хотя у этой молодой женщины была дурная слава (было известно, что она приваживает наркоманов), отказать в помощи он не смог. А оказавшись в квартире, ужаснулся: вещи разбросаны, кругом грязь, все пропитано тяжелым отвратительным запахом. Маленькая Лолита поразила его бледностью. Она часто и прерывисто дышала и стонала от боли. Ее тело, включая щеки, губы, ноги, было покрыто ожогами, очень похожими на следы затушенных сигарет В таком состоянии специалисты «скорой» доставили малышку в детскую больницу «Охматдет».
-- Девочка поступила в крайне тяжелом состоянии, с высокой, до 40 градусов, температурой, -- вспоминает хирург отделения гнойной хирургии Любовь Егорова. -- К Лолите нельзя было даже дотронуться -- она испуганно вскрикивала, не могла встать на ноги.
Сделав рентген, врачи смогли определить причину того, что девочка не может передвигать ножками, -- оказалось, у нее множественные переломы тазовых костей. Было похоже, что ребенка били. Встревожил и очень низкий уровень гемоглобина в крови -- у девочки была анемия. Лолиту осмотрели другие специалисты, и было выявлено еще одно заболевание -- менингит, вызванный травмой головы с внутричерепным кровоизлиянием. Ребенок, вероятно, мешал взрослым наркоманам, которые собирались в этой квартире, -- вот его и «воспитывали»
Медики делали все возможное, но целых полтора месяца жизнь девочки оставалась в опасности. Кости в месте перелома воспалились и начали разрушаться -- развился тяжелейший остеомиелит. Чтобы кости срослись, малышку 4,5 месяца держали в специальных гипсовых распорках, кололи антибиотики и одновременно учили разговаривать, ведь она не умела произнести ни единого слова.
То, что Лолита не только выжила, но и не останется инвалидом, врачи считают чудом: кости у нее срослись хорошо, а менингит, слава Богу, не повлиял на умственное развитие. Правда, она сейчас чуть прихрамывает. Однако это пройдет, а вот следы от ожогов -- на всю жизнь Кроме того, за полгода, проведенные в больнице, девочка научилась выговаривать не только отдельные слова -- целые предложения.
-- Она у нас поправилась, -- радуется Любовь Николаевна. -- Ей тут сотрудники и родители больных детей лакомства носят -- йогурт, бананы, яблоки. Оказалось, малышка любит наряжаться: она с восторгом примеряла платьица, кофточки, которые ей дарили. Ребенок очень ласковый. Положит мне голову свою на колени и заглядывает в глаза. Всех женщин называет мамами, меня -- мамой Любой. А тех, кто постарше, -- бабушками. Есть среди них и любимые, например, наша санитарка Варвара Семеновна -- к ней малышка особенно льнет. Как и все дети, случается, что закатывает истерики -- например, когда нужно ложиться спать, а ей не хочется, или когда запрещают рвать книжки.
Девочку уже можно выписывать -- она здорова. Но сделать это невозможно, поскольку мать Лолиты недавно решением суда Зализнычного района столицы лишили родительских прав. А чуть раньше она была осуждена на три года лишения свободы за изготовление и хранение наркотиков. Это уже вторая судимость -- несколько лет назад ее приговорили к 3,5 годам сразу по двум статьям: за хулиганство (она ударила ножом своего отца) и за хранение наркотиков. Вернулась из зоны уже с Лолитой. Неизвестно, почему она выбрала это двусмысленное имя -- то ли в честь героини известного романа, то ли актрисы Забрав малолетнего Яшку у знакомой, которая все это время очень добросовестно заботилась о ребенке, увы, зажила по-старому.
Истцом по делу о лишении матери Лолиты родительских прав выступила госадминистрация Зализнычного района, в котором она проживала. Представитель администрации -- готовившая все документы для суда начальник службы по делам несовершеннолетних Вера Осадчая -- рассказывает:
-- В этом году только по искам администрации нашего района было вынесено шесть решений о лишении родительских прав. Но случай с Лолитой меня потряс, ведь только случайность спасла девчушку от неминуемой гибели. Когда я брала в «Охматдете» медицинское заключение для суда, в котором говорится о жестоком обращении с девочкой, то меня атаковал персонал с расспросами о матери Лолиты. Все интересовались: что же это за женщина, которая довела ребенка до такого состояния?!
К сожалению, Лолиту с братиком разлучат. Яшу (его отец находится в местах лишения свободы) будет опекать женщина, у которой мальчик находился во время первой «отсидки» матери. Именно от этой женщины нам удалось узнать некоторые подробности о семье. Оказалось, что бабушку, злоупотреблявшую алкоголем, когда-то тоже лишили родительских прав. А теперь вот и мать пошла по ее стопам.
Но детский дом пока не может принять Лолиту, поскольку у нее нет никаких документов. Вместо свидетельства о рождении -- очень плохая ксерокопия, которая не имеет юридической силы.
-- Вы сказали, что не раз сталкивались со случаями жестокости в семье, -- продолжаю разговор с Верой Осадчей.
-- Да, и не всегда такие родители -- алкоголики или наркоманы. Недавно нам пришлось долго воевать с папой, который за малейшую провинность -- например, двойку или какую-то шалость -- тут же снимал ремень и жестоко избивал своего малолетнего сына. Считал это методом воспитания. Он затравил ребенка настолько, что тот, боясь получить плохую отметку, стал прогуливать школу. И навлекал на себя еще больший гнев родителя, который, не умея правильно оценить далеко не блестящие способности своего сына, считал, что тот умышленно не выполняет его требования. Суровости отца поубавилось, когда наш психолог сказал: при таком воспитании его сыну скоро понадобится помощь психиатра. Папа испугался, что сына скоро поставят на учет.
-- А как вы узнаете о таких семьях?
-- Мы приходим в школы, встречаемся с учениками, рассказываем, какое наказание они могут понести за хулиганство и воровство, и в то же время знакомим с правами -- в частности, что делать, если родители их избивают. Чаще нам сообщают о домашнем насилии друзья пострадавших. Сами жертвы или стесняются обращаться, или боятся возмездия. Поэтому, чтобы не навредить детям, приходится идти на хитрости. Например, работая с одной такой семьей, я сказала: школа обеспокоена успеваемостью их способной девочки. Постепенно перевела разговор на методы воспитания, которые применяют родители. В итоге они признались, что в семье не обходится без кулаков. А уж потом я попыталась переубедить родителей, что это не метод. Другую женщину, избивавшую сына, пришлось припугнуть судом и лишением родительских прав -- это вроде бы подействовало, и она прекратила издеваться над ребенком.
-- Кроме вашей службы, куда еще можно прийти ребенку за советом и помощью, если родители считают себя полновластными хозяевами его души и тела?
-- В службы по делам несовершеннолетних, которые есть в каждой районной администрации. Если возникнет потребность, можно обратиться в нашу социальную службу -- к психологу. Можно также позвонить в службу по делам несовершеннолетних Киевской горгосадминистрации (225-10-64). Туда же могут позвонить и соседи, которые становятся свидетелями жестокого обращения с малышами, которые еще не могут попросить о защите.