Інтерв'ю

Сергей Маковецкий: «После съемок у Никиты Михалкова в «Утомленных солнцем-2», где я сыграл майора НКВД, пришлось сразу взяться за роль священника»

0:00 — 17 березня 2010 eye 555

Народный артист России приехал на родину, в Киев, чтобы представить новую картину «Поп»

Сергей Маковецкий всегда с замиранием сердца приезжает в родной Киев. Правда, бывает здесь редко и лишь по служебным делам: с театром имени Вахтангова, антрепризой Романа Виктюка или очередной премьерой художественной картины. В сериалах Маковецкий снимается крайне редко, сделал исключение лишь для режиссера Сергея Урсуляка, сыграв в «Ликвидации» и «Исаеве». Вообще, Маковецкий — человек сосредоточенный. Он не любит сантиментов и прямо заявляет: «Я — талант!» И кто бы спорил… Представляя в Киеве свою новую киноработу — роль священнослужителя в картине Владимира Хотиненко «Поп», Сергей заметно нервничал, много курил и без конца пил кофе…

«Деньги хочется зарабатывать, получая удовольствие»

 — Когда в руки попал сценарий картины «Поп», у меня вначале возник некий страх и вопрос, сумею ли это сыграть, — признался Сергей Маковецкий.  — И не только потому, что тема непростая — деятельность священника на оккупированных немцами территориях во время Великой Отечественной войны, — но и таинств там много… Я хоть и крещеный человек, но сам проводить обряд крещения просто не смогу! Или провести Божественную литургию в концлагере. Есть вещи, которые, наверное, сыграть нельзя. У нас с актрисой Ниной Усатовой, которой досталась роль моей матушки, был замечательный консультант — игумен отец Кирилл, настоятель храма Троицы в Москве на Сухаревке. Это была работа, как у микрохирурга. Я прекрасно понимал: шаг в сторону — и будет карикатура на попа.

 — Довольно смелое название для картины — просто «Поп».

 — А мне очень нравится. У Владимира Хотиненко были варианты: «Вербное воскресенье», «Преображение», «Нечаянная радость». А я все время говорил: «Только «Поп». Может, мы даже реабилитируем это слово, которое, согласитесь, имеет некое негативное звучание. А для афиши, по-моему, лучше не придумаешь: «Смотрел «Попа»? Давай на «Попа» сходим… »

 — Петр Мамонов после работы в картине «Остров» признавался, что его роль сыграть нельзя, ее можно только прожить.

 — Это из теории первого курса Театрального института имени Карпенко-Карого. Актерство — грань между игрою и жизнью. И где эта граница проходит, никто не знает. Но если по-настоящему жить ролью, то может случиться, что однажды вы просто задушите свою партнершу, играющую Дездемону! Так что я стараюсь не увлекаться. Хотя это удается не всегда…

 — Вы недавно закончили съемки в фильме Никиты Михалкова.

 — Получилось, что на съемки «Попа» я поехал после работы с Никитой Сергеевичем, закончив сниматься у него в «Утомленных солнцем-2». Сыграл там майора НКВД, смершевца. Тоже ведь профессия актерская. Говорю: «Никита Сергеевич, теперь вот еду к Хотиненко попа играть… » Он улыбнулся и… благословил меня.

 — Ничего себе перевоплощения…

 — Да ничего сложного! Тем более для таланта…

 — Действительно, чего скрывать. Вы считаетесь одним из самых капризных российских актеров, для которого ничего не стоит отказаться от роли.

 — Я отказываюсь, когда, прочитав материал, понимаю, что ничего не греет внутри! А деньги хочется зарабатывать, получая удовольствие. Тупо приходить на смену и отрабатывать я не умею. Не могу сниматься, как говорится, с «холодным носом», без внутреннего трепета. Не так давно я отказался от французской картины «Прощальное дело», в которой мою роль сыграл Эмир Кустурица. Я просто не нашел общего языка с режиссером. Надо было играть полковника КГБ, который был якобы борцом за справедливость. А ведь это неправда! Я несколько раз летал в Париж, беседовал с режиссером, но мы так и не договорились, КАК делать персонаж. При этом никакого конфликта у нас не было, мы расстались друзьями. Кустурица прекрасно сыграл, и получилась такая абсолютно антироссийская картина… Отказался я и от роли в фильме Алексея Балабанова «Груз-200». Ну не вызвал у меня сценарий душевного отклика! А о роли Чикатило и думать не желал…

«В картине «Алиса в стране чудес» озвучивал Белого Кролика. Очень люблю такую работу»

 — Случалось, вам приходилось и доигрывать роль за другого актера.

- Это было только в «Ликвидации», когда умер замечательный актер Андрей Краско. Я, что называется, вскочил в машину на ходу. Но рядом были замечательные партнеры, которые мне помогли. И говор одесский освоил без труда, и Одессу полюбил. Потрясающий город! Боюсь, правда, и там скоро исчезнут милые райончики, в которых мы снимали. Сейчас читаю сценарий об Одессе 1906 года. Не представляю, как это можно сделать! Господи, там ведь все ДРУГОЕ! Это две большие разницы, как говорят в Одессе…

 — Вам никогда не мешал украинский акцент?

 — Так его у меня нет! Это интересная история. Когда я поступал в Щукинское училище в Москве (после того как меня не приняли в театральный в Киеве), педагоги удивлялись: «Почему вы говорите без украинского акцента?» Ну уж не знаю, почему. Наверное, потому, что в моей семье все говорили по-русски… Хотя я хорошо разговариваю и на украинском. (Начинает без труда говорить) Ну, як справи в Укра∙нi пiсля виборiв? Що воно буде? Нет, давайте не будем о политике. Надоело уже. Дай Боже, чтобы началась какая-то реформация, а мы можем лишь фантазировать… Как в кино.

 — Кстати, о фантазиях. Сейчас все только и обсуждают провал на церемонии вручения «Оскара» картины «Аватар».

 — Да смотрел я этот фильм. Не кино это вовсе, а что-то среднее между компьютерной игрой и достижениями этого… Ну, как его…

 — 3D-формата?

 — Вот-вот. Кино — это ведь человек, а не странные инопланетные существа. Так что об этом меня лучше не спрашивать.

 — Недавно состоялась премьера еще одного 3D-формата: ленты Тима Бертона «Алиса в стране чудес», где вы…

 — Белый Кролик! Вернее, я озвучивал Белого Кролика. Очень люблю такую работу. Правда, получилось, что не я создавал персонаж, а американский актер, я же лишь пытался отобразить его интонации. Но, честно, все равно получил огромное удовольствие. Мой Кролик вечно везде опаздывает и чем-то напуган. Поэтому я делал голос как можно более проникновенным, включая бархатные нотки.

 — Ваш князь Киевский в российском мультсериале о похождениях Алеши Поповича, Добрыни Никитича получился весьма симпатичным правителем.

 — Это уже чисто мое детище. Помню, когда только начал работать в первом мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей», сказал продюсеру: «Ну, королевство-то маловато, разгуляться негде… » Сейчас готовится к выходу четвертая часть: «Князь Киевский и Шамаханская царица». Знаете, какие очереди я видел в кассы кинотеатра, когда демонстрировали первый мультик?! Одно загляденье! Такое случается нечасто. Подобный ажиотаж в кинотеатрах я наблюдал лишь во времена Советского Союза. Два дня не мог достать билеты на картину «Жестокий романс». Бегал к директору кинотеатра и умолял его: «Дайте на любой сеанс, а я вам — билеты на спектакль в театр Вахтангова». Вот такие были времена…