Події

Певица людмила рюмина: «чуть больше месяца назад валечка хорошо выглядела, была приветлива. Совершенно не было видно, что она больна»

0:00 — 26 березня 2010 eye 774

В среду, 24 марта, в Москве похоронили народную артистку России Валентину Толкунову

Валентины Толкуновой не стало в восемь утра в понедельник, 22 марта. Она умерла в Боткинской больнице, не приходя в сознание. За два часа до смерти Валентина Васильевна впала в кому, ее подключили к аппарату искусственной вентиляции легких, но спасти уже не смогли…

Ей было всего 63 года. Валентина Толкунова до последнего продолжала выступать, несмотря на страшную болезнь. Певица перенесла несколько операций, прошла химиотерапию, но не сдавалась. Толкуновой стало плохо 16 февраля на концерте в Могилеве (Белоруссия). Ее срочно перевезли в Москву. За несколько дней до смерти Валентину Васильевну навестил в палате ее давний друг Лев Лещенко. «Уходя, я поцеловал Валю. Даже не думал, что последний раз вижу ее… » — с болью признался артист.

Валентину Толкунову похоронили на Троекуровском кладбище Москвы, недалеко от могилы Натальи Гундаревой. В свой последний путь она ушла в любимом белом, с золотой нитью, платье. Как и завещала. Под ее песни «Я росинка твоя, россиянка» и «Вы вспомните меня» с ней прощался народ. У гроба стояли мать певицы, ее супруг и сын. Тысячи поклонников и коллеги народной артистки России пришли проститься с ней. Говорят, с уходом Валентины Толкуновой оборвалась целая эпоха российской эстрадной песни…

«Жемчуг в волосах Валечки — это на самом деле копеечные пластмассовые бусинки»

- Мы познакомились с Валей Толкуновой в 1977 году, когда я только пришла в «Москонцерт», а она уже там блистала, — вспоминает подруга певицы, народная артистка России Людмила Рюмина.  — Первое наше совместное выступление состоялось в «Звездном городке». Мне позвонили домой и сказали: «Срочно собирайтесь, вы с Толкуновой будете давать концерт для космонавтов». Нашим музыкантам выделили автобус, а нас с Валюшей посадили в «Волгу». Ехали, наверное, около часа, разговаривали про жизнь. Она сразу отнеслась ко мне очень доброжелательно, будто знала уже много лет.

- Многие говорят об удивительной душевности Валентины Васильевны…

- Это правда. После концерта в «Звездном» нас пригласили на банкет. Обстановка была, что называется, семейная. Помню, Валя пела под рояль, и это просто брало за душу. Она как никто умела подобрать добрые, теплые слова. Только спела «Мы на лодочке катались», и собравшиеся устроили ей овацию. Для меня выступления Вали всегда были каким-то потрясением. У меня-то голос зычный, народный. А у нее в голосе были совершенно другие краски — женственные, мягкие.

- Она тихо говорила?

- Никогда не повышала голос. Даже когда возмущалась, говорила тихо, спокойно, но это заставляло прислушиваться. А какая красавица была!..

- С фирменной прической — роскошной косой, переплетенной бусинами.

- Я вообще не помню ее без косы, она очень редко расплетала волосы. Они у нее были черные, густые, длинные — до пояса. И всегда в волосах бусинки. Она смеялась, говорила: многие думают, что это жемчуг. Какой там жемчуг? Простые пластмассовые бусинки по копеечной цене. Могли ли мы тогда себе позволить дорогие украшения?

- А наряды?

- В Советском Союзе вообще все было гораздо проще, без всяких дизайнеров. Помню, Валя очень любила выступать в длинном кримпленовом платье: незабудки на черном фоне. Я в то время сотрудничала с художницей по костюмам. Уж очень мне хотелось выделиться. Почти все деньги тратила на наряды. Из Афганистана привезла метра три черной парчи с серебристыми цветами. Валя увидела, говорит: «Ой, какая красота! А я в Афганистане и не видела таких отрезов… » — «Валюша, тебе и не надо ярких тканей. Ты сама любой наряд украсишь… » «Я тоже сшила новое платье», — говорит она и достает желтенькое платьице из штапеля с зелеными листиками и пояс. Надела, а я смотрю и не могу удержаться: «Валя, ты такая прелесть в этом платье!» — «Ну, у тебя такое богатое, а у меня простенькое».  — «Дело не в этом, у тебя стиль такой. Ты вот выйдешь сейчас, «Поговори со мною, мама» споешь, и народ рухнет… » Она лишь улыбнулась в ответ. Знала, в чем ее сила…

- Валентина Васильевна любила домашним хозяйством заниматься?

- Как у всех артистов, жизнь у нее была гастрольная. Из поездок непременно привозила домой сувениры — чайничек или чашку. А в еде была неприхотлива. Очень любила пельмени. Организаторы гастролей это знали и всегда готовились к ее приезду. Да раньше-то артисты особо ничего не требовали. Что можно просить, скажем, на БАМе? Мы вместе ездили туда на гастроли. Причем бесплатные, по комсомольской линии. За это нам в качестве бонуса разрешили выступить в странах социалистического лагеря. Помню, в день, когда приехали на БАМ, прошла гроза. Молния ударила в подстанцию, и в городе исчез свет.

Я должна была выступать с двумя баянистами, а Валя с пианистом Владимиром Ашкенази. Что делать? Валя говорит: «Все равно концерт отменять не будем. Несите свечи!». Боже, что началось! Клуб большой, на 400 мест. К стенам прикрепили свечи, а устроитель концерта говорит: «Валентина, как же вас услышат, микрофона нет».  — «Не волнуйтесь, у меня голос не сильный, но «полетный», как у соловья. Все услышат… » Вы не представляете, что творилось, когда она запела! В этом был весь фокус Валиного голоса. Этот нежный голос акустически очень точен. Все сидели, затаив дыхание, а я стояла за кулисами и не могла сдержать слез… Валя была настоящей русской женщиной: нежной, цельной, доброй. Таких сейчас нет…

«Мне кажется, Валя всю жизнь любила своего первого мужа Юрия Саульского»

- Мужчины наверняка поголовно в нее влюблялись.

- А как же! Но Валя всегда умела выставить невидимую преграду перед собой, через которую мужчина не смел переступить. По отношению к ней никто не мог позволить себе фамильярности, шутки фривольной. Валя тут же пресекала все попытки ледяным взглядом. Человек сразу понимал: делает что-то не то.

- Она рассказывала о своем первом муже Юрии Саульском?

- Мне кажется, она его любила до своего последнего дня. Несмотря ни на что… Валя прекрасно относилась и ко второму мужу Юрию Папорову. Правда, он был все время в разъездах, и она его почти не видела. Второй супруг был дипломатом, писал книги, Валя занималась творчеством. Давала ему свободу как личности, и он на нее не давил. Саульский, конечно, был другим. Обаятельнейшим мужчиной, которого просто невозможно было не любить.

- Почему они разошлись?

- Все просто — Юра влюбился в другую женщину. Признался в этом Вале. Второй раз женился, развелся и опять женился. Он был всегда честен по отношению к женщинам — женился на той, которую любил. Но с Валей, несмотря ни на что, до конца его дней сохранились дружеские отношения. Конечно, первое время после развода она страшно переживала. Была гордая. Ушла, ни копейки не взяв у Саульского, хотя осталась на нуле. Оркестр Саульского, в котором она работала, развалился, Валя осталась без работы и средств к существованию. И начала всего добиваться сама. Все, что было потом у Вали, — лишь ее заслуга.

- Говорят, ее страстью были машины.

- Авто — ее стихия. Для Вали всегда важно было иметь хороший автомобиль. Она за этим очень следила. Любила позвонить, похвастаться: «Ой, Люда, я новую машину купила. Так хорошо езжу теперь… » Начинала она с «Жигулей», а последним у нее был японский внедорожник. Говорила: «За рулем я отдыхаю». Она ездила очень легко, грамотно, как настоящий профессионал. Более 30 лет водила машину.

В этом смысле у нее была мужская хватка. Поразительно могла сочетать тонкие душевные качества с абсолютно железной силой воли… Помню, когда в Москве обстреливали Верховный Совет, Валя позвонила мне домой совершенно расстроенная: «Люда, я плачу. Ужас, что происходит в стране. Я так переживаю за Россию, что же это творится?!» Говорю: «Валя, нам надо крепиться, как-то переживем. Сама сижу плачу… » Вообще, все, что связано с Россией, принимала близко к сердцу. Закон какой-нибудь приняли, она уже звонит: «Как же так, Люда? Должна же быть у людей совесть?.. » И таким тихим голосом говорила это, что у меня аж мороз по коже проходил. Иногда думала, лучше бы она крикнула.

- Когда вы виделись последний раз?

- Это было на юбилее Полада Бюль-Бюль оглы чуть больше месяца назад. Валечка хорошо выглядела, была приветлива. Совершенно не было видно, что она больна. Я даже подумала, как хорошо, Валя, наверное, подлечилась, и болезнь отступила. Но задавать вопросы не стала. Видела, она с напряжением реагировала на каждого, кто к ней подходил, боясь, что начнут расспрашивать о самочувствии. Потом мы встретились через неделю. К сожалению, у нее уже был другой вид. Лицо пошло немного пятнами, как у человека, который нездоров. Хотя, положи она немного тонального крема, никто бы ни о чем не догадался. Валя вела себя так, будто была полностью здорова…

Помню, года три назад мы с Валей встретились на концерте, она говорит: «Людочка, ты так хорошо выглядишь, а мне собой и заняться некогда — мотаюсь по гастролям, концерты, записи».  — «Ты посвяти немного времени себе, хоть раз в неделю». Дала ей телефон моего косметолога. Потом мы встретились в салоне. Валя счастливая: «Ой, Люда, посмотри, как хорошо я стала выглядеть… » Кстати, руки у Валечки так и остались молодыми, как у девушки…

Поэтесса Ангелина Булычева: «Впервые услышав мою песню «Носики-курносики», Толкунова сразу взяла ее в свой репертуар»

«Носики-курносики» стали визитной карточкой Валентины Толкуновой. Песня на стихи львовской поетессы Ангелины Булычевой так запала в душу Толкуновой, что она, впервые ее услышав, сразу взяла в свой репертуар. И не прогадала. Не было концерта, чтобы не звучали «Носики». А с ее автором у Валентины Васильевны завязалась дружба на долгие годы…

- Мы с Валечкой познакомились на записи «Песни-78», когда она исполняла мои «Носики-курносики», — рассказывает Ангелина Александровна.  — Песня попала к ней случайно. Стихи были напечатаны в журнале «Работница», их увидел кемеровский композитор Борис Емельянов. Он написал на них музыку. Когда Валентна Толкунова была на гастролях в Кемерово, предложил певице эту песню. «Носики» ей очень понравились. Помню, мы сидели как-то дома во Львове перед телевизором, смотрели программу «Театральная гостиная», и тут вдруг вышла Толкунова с моей песней. Дочь как закричит: «Ой, послушайте, мама, это же твоя песня!»

- Вы еще не были лично знакомы с Валентиной Васильевной?

- Нет. В декабре 1978 года мне пришло приглашение из Москвы принять участие в записи «Песни года». Я поехала в столицу с мужем. Специально, помню, пошила красивое коричневое платье из панбархата. Мы встретились с Валечкой в холле концертного зала «Россия». Она, такая величественная, спускалась по лестнице, а мы, как зачарованные, смотрели на знаменитую певицу. Нас представили, Толкунова тут же расцеловала меня. В общении Валечка была очень простая женщина, домашняя. Мне показалось, я знаю ее всю жизнь. Так и завязалась наша дружба…

- Когда вы виделись в последний раз?

- Это было около года назад. Валечка приезжала к нам во Львов. Она отдыхала в Трускавце, позвонила и сказала, что хочет заехать. Это было целое событие! Чуть ли не вся улица ждала приезда Толкуновой. Помню, она вышла из машины улыбающаяся, очень просто одетая — в брюки и какую-то футболку. Ее роскошные волосы были собраны в пучок. Привезла нам хлеб с солью. Мы смеялись, говорили, что это нам ее надо так встречать. Наготовили разных блюд. Валечка ела с удовольствием и даже рюмочку выпила.

Вспоминали прошлые годы. Как она приезжала на своей машине к нам в Дом творчества в Переделкино — я отдыхала там с мужем. Это было сразу после ее выступления. Автомобиль был просто завален букетами цветов. Валечка сказала: «Собирайтесь, поедете ко мне в гости». Забрала к себе домой, познакомила с мамой, мужем Юрой, сынишкой Коленькой. Она жила в красивой квартире в самом центре Москвы, на Тверской. На стенах было много фотографий и картин, а в центре комнаты стояло пианино. Мы сидели за столом, болтали. Чем угощала, не помню, но было вкусно… Когда я находилась рядом с Валечкой, меня не покидало ощущение, что рядом близкий и родной человек. Царство ей небесное…