Події

«на больших высотах в горах организм человека не усваивает жирной пищи, за исключением одного продукта — сала»

0:00 — 30 березня 2010 eye 394

Украинская национальная экспедиция отправилась в Гималаи для восхождения на одну из самых высоких вершин планеты — Макалу

Проводы Украинской национальной экспедиции организовали в минувшую пятницу. Команде из десяти человек предстоит подняться на пятую по высоте — 8463 метра — гору мира Макалу (в переводе с тибетского «черный великан»). К ее вершине альпинисты намерены добраться в мае. Самому младшему из команды, Александру Заколодному, 22 года, а самому старшему, Сергею Пугачеву — 47 лет. Руководит экспедицией заслуженный тренер, председатель Счетной палаты Украины Валентин Симоненко. Для восхождения выбрано наиболее благоприятное в плане погодных условий время года. Однако на подступах к вершине альпинистам предстоит пережить 20-50-градусные морозы. Да еще и сильнейшие ветры. Не менее тяжелым окажется испытание гипоксией — кислородным голоданием: возникают страшная головная боль, бессонница, слабость, сонливость. Человека тошнит, он чувствует заторможенность, поведение может быть неадекватным. Поэтому многие экспедиции пользуются кислородными баллонами.

Украинская команда попытается подняться на Макалу в так называемом спортивном стиле — без баллонов. Это высший пилотаж в альпинизме. Впрочем, в багаже экспедиции баллоны все-таки будут — на случай ЧП. Ведь на больших высотах это едва ли единственное средство привести человека в чувство.

«Чтобы не попасть под лавину, роем в снегу пещеры и там ночуем»

- В горах очень холодно. Во что будет одета команда?

- Закуплена специальная экипировка, созданная для экстремальных погодных условий, — говорит главный тренер экспедиции, заслуженный мастер спорта Мстислав Горбенко.  — Кстати, стоимость этих костюмов немалая. Скажем, итальянские ботинки — высокие, до колен — обошлись федерации альпинизма в 700 долларов за пару. Это по оптовой цене. В магазине же за них нужно выложить 1200 долларов. А куртка из особого материала, которую одеваем поверх термобелья, стоит в магазине 400 долларов. Термобелье не только очень теплое, но и не намокает от пота — влага быстро уходит наружу. Носки тоже из термоткани. Верхние куртки мы закупили в России. Они на очень теплом пуху утки гагары, так же, как и специальные рукавицы. Голову альпинистов будет защищать капюшон и маска, а лицо и глаза — очки с двойными стеклами.

- Какие продукты берете с собой?

- В годы моей молодости нас снабжали продуктами, созданными для космонавтов, — отвечает главный тренер.  — А еще мы заготавливали небольшие порции кураги и орехов, чтобы можно было подкрепиться на маршруте. Теперь пользуемся сублимированными (обезвоженными) продуктами. Заливаешь их кипятком — и через пять-десять минут еда готова. Когда из килограмма мяса удаляют влагу, кусок весит всего сто граммов. Нам приходится нести припасы на себе. Вес рюкзака примерно 25 килограммов.

- Заметьте, что на больших высотах жир практически не усваивается. За исключением только одного продукта, — дополняет член экспедиции Юрий Киличенко.

- Кажется, я догадываюсь какого — сала…

- Верно. Ешь его там с огромным удовольствием. Кстати, нашему врачу Игорю Бондарю сослуживцы подарили трехкилограммовый кусок сала.

- На последний бросок из штурмового лагеря к вершине ребята возьмут с собой совсем немного еды, а вес всей поклажи будет максимально облегчен, — продолжает Мстислав Горбенко.  — Ведь на высотах свыше семи тысяч метров каждый шаг дается с трудом. Идешь в ритме: шаг, остановка, во время которой делаешь четыре вдоха и выдоха. Главное на последнем участке — взять рацию и термос с горячей водой, поскольку организм очень быстро обезвоживается. За счет этого за сутки альпинист может потерять два-три килограмма!

- Вы собрались подняться на высоту более восьми километров, на которой летают пассажирские самолеты. Воздух там очень разрежен. Это как-то влияет на психику человека?

- Если альпинист хорошо акклиматизирован, то первые двое суток голова у него работает нормально. Но потом человек начинает, что называется, плыть. Он переоценивает свои возможности, ему кажется, что он полон сил, здоровья, но в действительности дела у него неважны. Когда разговариваешь с ним по рации, то по голосу улавливаешь, что собеседник не в себе. Подобный случай произошел в 1999 году, когда национальная сборная совершала восхождение на высочайшую гору мира Эверест. Тогда как раз исчез наш товарищ одессит Василий Копытко, и чуть было не погиб киевлянин Владимир Горбач — он провел целую ночь на 50-градусном морозе и сильном ветре рядом с вершиной Эвереста. Как правило, попавших в беду на высоте свыше восьми тысяч метров альпинистов даже не пытаются спасти. Но наша команда разыскала Владимира и спустила в лагерь. Это уникальный случай. У двоих наших альпинистов, которые вели поиски Василия Копытко, сознание «поплыло». Поняв это по эйфории, звучавшей в их голосах (мы общались по рации), я приказал им немедленно спускаться в лагерь, ведь они могли погибнуть!

- С осени прошлого года наша команда тщательно готовилась к восхождению на Макалу, — замечает врач экспедиции, полковник медицинской службы Игорь Бондарь.  — В начале марта ездили на Кавказ, поднялись на Эльбрус. Так что в Гималаи отправимся, имея акклиматизацию к условиям высокогорья.

- Что из себя представляют палатки, в которых ночуете при 50-градусном морозе?

- Это двухслойные палатки, которые отлично защищают от ветра, — отвечает член экспедиции Павел Киричек.  — Внутри температура пять градусов мороза. В таких условиях комфортно спать, если ты забрался в теплый спальный мешок. Вес палатки 4,5 килограмма. Если есть опасность схода лавины или дует ураганный ветер, то роем в снегу пещеру. На это нужно часа два-три, но зато спишь спокойно, зная, что лавина тебе не страшна и твое жилище не снесет ветром. Пещера удобна и тем, что в ней теплее.

- На чем кипятите воду?

- На миниатюрных газовых горелках. Баллоны с газом тоже маленькие, как небольшой мячик.

- Удается ли в тех условиях мыться?

- На маршруте — нет. Воду, кстати, получаем, растапливая на горелке снег. Моемся в базовом лагере — он расположен на высоте 5200 метров. Строим там походную баньку и паримся с удовольствием.

- А как при жутком ветре и морозе ходят в туалет?

- Привязываешься веревкой, вырываешь в снегу ямку… Ничего более комфортного там не придумаешь.

- Можно ли позвонить с вершины Макалу в Украину?

- Технически это возможно с помощью спутникового телефона. Но зачем его нести туда, ведь и без того идти тяжело.

- Запланирована ли премия для членов сборной за подъем на Макалу?

- Об этом говорить пока рано, — отвечает Мстислав Горбенко.  — Впрочем, руководство уверяет, что премии будут. Но их размер нельзя сравнивать, скажем, с премиями футболистов. Поймите, что в горы мы идем не ради денег. Для нас важно подняться на вершину — это и есть главная «премия».

- Идея этой экспедиции возникла несколько лет назад, — дополняет руководитель «Макалу-2010», президент Федерации альпинизма и скалолазания Украины заслуженный тренер, мастер спорта Валентин Симоненко.  — Хочу подчеркнуть: мы идем маршрутом, которым еще никто не ходил! Стоимость основного этапа Национальной гималайской экспедиции составляет 192 тысячи долларов. Из этой суммы 280 тысяч гривен (34,5 тысячи долларов) обещало предоставить Министерство по делам семьи, молодежи и спорта, а остальные — спонсорские средства.

«Нынешнее восхождение сборная страны посвящает памяти нашего друга Владислава Терзеула»

- Не знаю, что нас ждет впереди, но пока мы должны покорить Макалу! — говорит один из членов экспедиции Максим Перевалов.  — Это не только престиж сборной страны, но еще и память об очень хорошем человеке. Ведь на этой вершине навсегда остался Владислав Терзеул — единственный из украинских альпинистов, взошедший на все четырнадцать «восьмитысячников» планеты! Он был моим старшим товарищем, многому научил в профессии (так Максим именует свое занятие, поскольку он профессионально владеет промышленным альпинизмом, одним из родоначальников которого в регионе был именно Терзеул.  — Авт. ). Ему было чем поделиться, о чем рассказать. Владислава называли Снежным барсом, так как он покорил пик Ленина и пик Коммунизма (дважды), пик Корженевской (дважды), пики Победа и Хан-Тенгри. Также совершил и другие восхождения в Гималаях и Каракоруме: на Нанда-Деви (1991 год), Ракиот (1994 год), Ама-Даблам (1998 год). А еще были спуски на лыжах с вершин Чо-Ойю и Шиши Пангмы (с высоты 7400 метров). Это лишь незначительная толика его «послужного» списка.

Я горд тем, что мы вместе совершали восхождения, побывали и на «семитысячнике». А вот в 2004 году именно Макалу стала для 50-летнего Владислава его последней вершиной…

- Это был несчастный случай, — дополняет Мстислав Горбенко.  — Экспедиций из Украины на Макалу не было. Тогда, шесть лет назад, Владислав отправился в составе казахской экспедиции. 18 мая 2004 года он взошел на вершину — четырнадцатый «восьмитысячник» в перечне его побед! К сожалению, Владислав пропал на спуске, а тело его напарника, американца Джея Сигера, было найдено на высоте 8300 метров казахскими альпинистами Жумаевым и Пивцовым, поднявшимися на вершину Макалу 22 мая.

Что именно привело к трагедии, можно только догадываться. Дело в том, что на вершину Владислав поднимался один. Так получилось, что шедший с ним в связке американец Джей Сигер погиб еще при восхождении. Как мне рассказал тренер казахской экспедиции, Сигер шел гораздо медленнее, поэтому они приняли решение идти по отдельности. Владислав оторвался намного вперед и буквально перед вершиной в последний раз вышел на связь, сказав, что все в порядке. А дальше… По одной из версий, он взошел на Макалу, воткнул свою фирменную вешку и попытался приспуститься, чтобы снова связаться с экспедицией. Но силы Влада были уже на пределе и, наверное, он поскользнулся или оступился, сорвавшись в трехкилометровую пропасть. К сожалению, его тело так и не нашли…