Події

«садись в машину. Поехали срочно в больницу. У тебя руку… Оторвало». Я чуть с ума не сошел от услышанного! Ведь мне почти не было больно»

0:00 — 2 квітня 2010 eye 461

Врачи Бердичевской городской центральной больницы пришилимужчине оторванную ниже локтя правую руку. Спустя несколько часов после операции пациент уже шевелил пальцами!

36-летний житель села Быстрик Бердичевского района Житомирской области Анатолий Лебедев чинил вместе со старым приятелем крышу соседского дома. Анатолий один за другим бережно подавал листы шифера наверх, где их принимал помощник Николай.

 — Погода в тот день была весенняя, — вспоминает Анатолий Лебедев.  — Соседка давно ожидала такую, чтобы приступить к работе. Крыша ее дома прохудилась, но срывать старые листы шифера и стелить новые можно только в сухую и теплую погоду. Затягивать с этим делом нельзя было: скоро на огороде начнутся работы — и у меня, и у соседки. Мы ведь люди сельские. Каждому из нас нужно не одну сотку земли вскопать да засеять. К тому же скоро Пасха. К празднику соседка хотела дом подкрасить, кровлю обновить, чтобы блестела на солнышке. Вот мы с другом и решили помочь женщине. Работа у нас ладилась…

«Всю дорогу в больницу я думал только о том, что инвалид никому не нужен, что никогда уже не женюсь»

Неожиданно огромный металлический швеллер, которым закрепляют листы шифера на крыше, свалился на землю и тяжело ранил мужчину.

- Я даже не понял, что произошло, — продолжает Анатолий.  — Сначала и не заметил, что меня ранило. Глазами искал по сторонам, куда грохнулся злополучный швеллер. Неожиданно почувствовал странную боль в области правой руки, потом увидел на ней кровь. Я крикнул соседям, что поранил руку, мол, перевяжите чем-нибудь быстренько, а то работы еще невпроворот. С крыши молниеносно спустился товарищ. Он подошел ко мне и попытался рассмотреть рану, стал поднимать мокрый от крови свитер и вдруг застыл от ужаса. Коля опустил свитер обратно и, переведя дух, произнес: «Садись в машину. Поехали срочно в больницу. У тебя руку… оторвало». Я чуть с ума не сошел от услышанного! Ведь мне почти не было больно.

Инстинктивно я попытался поднять правую руку, но она меня не слушалась. Даже не дернулась! Коля сказал немедленно садиться в его машину и ехать в больницу. «Ожидать «скорую помощь» — это потерять драгоценное время. А вдруг тебе руку обратно пришьют, — сказал товарищ.  — Я слышал про такое». Мне казалось, что это из области фантастики. Я молча ехал в машине и надеялся на чудо. Оторванную правую руку удерживал левой и очень боялся, чтобы она не упала.

Всю дорогу в больницу думал только о том, что инвалид никому не нужен, что никогда уже не женюсь. К тому же я правша и левой практически ничего не умею делать. Думал, жизнь кончилась. Я плакал и молил Бога, чтобы он послал мне хороших врачей, которые пришили бы руку. И Господь услышал меня! Пожалуйста, напишите о тех людях, которые спасли руку. Это настоящий профессионал, врач от Бога, заведующий травматологическим отделением Бердичевской городской центральной больницы Николай Черевко, анестезиологи Александр Самолюк и Оксана Гуменюк, врачи-травматологи Петр Чирка и Иван Пыртко, заведующий костно-гнойной хирургией Житомирской областной клинической больницы Борис Контуш и сосудистый хирург Василий Хилевич. Я искренне благодарен врачам. Пусть этих людей и их семьи бережет Господь.

«Это ювелирная работа: мы сшивали нерв за нервом, сосуд за сосудом… »

Врачи признаются, что операция по спасению оторванной руки была для них не только тяжелой, но и уникальной. Ранее бердичевские медики ничего подобного не делали. Для необычной операции понадобились совместные усилия травматологов и сосудистых хирургов. В течение двух суток после хирургического вмешательства травмированному проводилась интенсивная терапия, направленная на борьбу с шоком и кровопотерей.

- У меня тридцать лет стажа врача-травматолога, и за это время я, признаюсь, видал всякое, — говорит заведующий травматологическим отделением Бердичевской городской центральной больницы Николай Черевко.  — Случалось делать разные операции, вытаскивать людей с того света. Но руку пришивать пришлось впервые. Это была, наверное, самая сложная и самая необычная операция в моей жизни. Может, поэтому я помню все до мельчайших деталей. 23 марта около одиннадцати утра в наш травмпункт был доставлен на частном автомобиле молодой человек. У мужчины обнаружили травматический отрыв правого предплечья. Выяснилось, что около получаса назад на правую конечность упал металлический швеллер, который отсек руку ниже локтя. Грубо говоря, его рука держалась на кожном лоскуте длиной три сантиметра.

Кисть была синей и холодной, пульсация не прощупывалась. Словом, мужчина получил тяжелейшую травму. Созвав консилиум, мы стали советоваться, что делать, как поступить. Учитывая молодой возраст пациента, которому грозила инвалидность, мы решили рискнуть и попытаться спасти ему руку. Во всяком случае, пустую культю можно пришить в любой момент.

Через полтора часа после несчастного случая тяжело травмированный Анатолий Лебедев уже лежал на операционном столе. Первым делом врачи стабилизировали кости травмированной руки.

- «Аппарат Костюка» был поставлен на лучевую кость, а на локтевую — «стержень Богданова», — продолжает Николай Иванович.  — Потом приступили к обработке самой раны. Выяснилось, что все мышцы, отвечающие за сгибание и разгибание руки, перебиты. Лучевая артерия также перебита. Осталась целой только локтевая артерия, которая держалась на добром слове. Пришлось проводить пластику лучевой артерии, сшивать мышцы. Это без преувеличения ювелирная работа. Мы сшивали нерв за нервом, сосуд за сосудом. В операции принимали участие пять врачей. Трое из местной больницы и два врача сосудистой хирургии прибыли к нам на помощь из областной больницы. Сама операция длилась в общей сложности четыре с половиной часа.

«Огромное значение имеет время. К счастью, наш пациент был в больнице уже через полчаса после травмы»

- Когда вы поняли, что операция прошла успешно?

- В этот же день, спустя несколько часов! — восклицает Николай Черевко.  — Рука порозовела и стала теплой, то есть возобновилась циркуляция крови. Заработали локтевая и лучевая артерии. Еще через два часа больной зашевелил пальцами! Вы не представляете, какое это счастье — наблюдать за рукой, которая еще несколько часов назад была, по сути, неживой. Мы, словно дети, радовались своей удаче. Я даже не знаю, кто больше ликовал благополучно пришитой руке — сам больной или врачи.

Сейчас состояние травмированной руки отвечает всем показателям, которые должны быть на этот послеоперационный момент. Мужчина ничем не будет отличаться от остальных людей, разве что огромным шрамом, когда закатает рукав рубашки. Разрез на руке был сделан не медицинским скальпелем, а тяжелым бесформенным куском железа. Для того чтобы исправить некрасивые рубцы, нужна пластическая операция. Но разве это главное!

Николай Иванович просит больного пошевелить пальцами травмированной руки. Когда пациент выполняет его просьбу, врач довольно улыбается:

- Обратите внимание, возле каждого пациента на стене в изголовье висит монитор, который показывает общее состояние больного. Вот, к примеру, проверим насыщенность крови кислородом больной руки. 99. А теперь проверим здоровую руку. 98. Видите, больная рука чувствует себя даже лучше здоровой!

- Пальцами больной руки я шевелю лучше, чем здоровой, — радуется Анатолий Лебедев.  — Я верю, что вскоре правой рукой буду все делать, как прежде. Никогда в жизни не думал, что собственной руке можно радоваться так, словно ты миллион в лотерею выиграл. У меня есть рука, я хочу, чтобы все об этом знали! Мне ее подарили врачи.

- От чего зависел успех операции? — интересуюсь у доктора.

- Огромное значение имеет время, — отвечает Николай Черевко.  — Нельзя терять ни минуты. Чтобы возобновить сосуды оторванной конечности, нужно уложить больного на операционный стол не позже чем через четыре часа после травмы. В нашем случае больной через полчаса (!) был в больнице, еще через час ему делали пластику артерий. К сожалению, у нашего пациента не была зафиксирована оторванная рука. Это несколько осложнило операцию. А ведь это сделать совсем несложно. Для начала постарайтесь остановить кровотечение. Наложите жгут выше раны, а на саму рану положите чистое полотенце. Сохраните оторванную конечность или палец. Как можно скорее заверните в чистую влажную ткань и поместите в полиэтиленовый пакет. Наполните пакет льдом и завяжите. Не кладите конечность прямо на лед и ни в коем случае не погружайте ее в воду. Затем зафиксируйте с помощью палки или других подручных средств ближайшие суставы — выше перелома и ниже перелома. Как можно скорее отвезите больного в ближайшее медицинское учреждение.