По мнению специалистов, попытка оспаривать право «Международных авиалиний Украины» на создание еще одного рейса в Тель-Авив может привести к срыву запланированных полетов и серьезным потерям для Госбюджета Украины
По всем прогнозам, введение безвизового режима с Израилем, о котором договорились министерства иностранных дел двух стран, может произойти еще до конца этого года. Для человека, выросшего во времена Советского Союза, кажется невероятным: купил билет на самолет — и уже через несколько часов на Земле обетованной, которая изобилует памятниками древности и курортами и где у многих живут родственники и школьные друзья.
Вполне очевидно: отмена виз приведет к значительному росту числа туристов, поэтому 23 февраля Украина и Израиль подписали договор о расширении авиасообщения между нашими странами. Согласно этому документу, количество авиарейсов с каждой стороны должно вырасти в полтора раза — с 14-ти до 21 в неделю. Правительства также договорились разрешить полеты еще одному как украинскому, так и израильскому авиаперевозчику (сейчас от Израиля на маршруте работают авиакомпании El Al и Arkia, от Украины — «Аэросвит» и «Донбассаэро»). В качестве третьего украинского перевозчика Госавиаадминистрация (ГАА) утвердила компанию «Международные авиалинии Украины» — МАУ.
Заявку на право осуществлять рейсы в Тель-Авив (а также на ряде других направлений) компания МАУ подала еще в прошлом году. Такое решение было продиктовано не только коммерческими соображениями, но и определенной степенью ответственности за интересы страны. Дело в том, что 62 процента акций «Международных авиалиний Украины» принадлежат государству — то есть компания, по сути, является национальной. Не секрет, поясняют в МАУ, что положение некоторых украинских авиакомпаний в результате кризиса было достаточно тяжелым, а значит, под угрозой могли оказаться пассажирские авиаперевозки на многих стратегически важных для Украины направлениях.
В конце декабря состоялось заседание лицензионной комиссии Госавиаадминистрации Украины, на котором заявка МАУ на право проведения рейсов в Израиль была фактически удовлетворена. При том, разумеется, условии, что необходимо дождаться межправительственных переговоров, где будет поднят вопрос о расширении количества перевозчиков. Летать в Тель-Авив в МАУ планировали на новом авиалайнере Boeing-737-800, всего пару недель назад прибывшем в Борисполь с завода в Сиэтле.
Увеличение числа авиаперевозчиков, летающих в Израиль, эксперты оценили положительно. Совершенно естественно: чем выше конкуренция между авиакомпаниями, тем лучше сервис, ниже цена билетов, а значит, больше людей могут позволить себе поездку из Украины в Израиль и наоборот, от чего обе страны только выигрывают.
Однако совершенно неожиданно дополнительные рейсы в Тель-Авив стали причиной нешуточного скандала, грозящего перерасти в международный. Компания «Днепроавиа» заявила, что также подала заявку на право осуществлять полеты в Тель-Авив. Но так как сертификат на данное направление уже отдан МАУ, авиаперевозчик, по словам его представителей, готов оспаривать решение Госавиаадминистрации в судах.
Этот скандал, считают специалисты, способен привести к весьма негативным последствиям. Руководитель Центра политического и экономического анализа Александр Кава не исключает, что суд может заблокировать полученное МАУ назначение. А следовательно, с украинской стороны достаточно длительное время просто не будет третьего перевозчика в направлении Тель-Авива. Пока Госавиаадминистрация назначит конкурс (в котором МАУ, по мнению экспертов, имеет все шансы победить), пока завершатся все процедуры, связанные с организацией полетов, летний туристический сезон пройдет, а квота Украины на авиаперевозки останется невыбранной. В проигрыше окажутся и пассажиры, и государство, потерявшее как доходы в бюджет, так и новые рабочие места.
При этом, по словам экспертов, нельзя утверждать, что формально, а тем более фактически, чиновники Госавиаадминистрации каким-либо образом нарушили букву закона. Известно, что в начале февраля «Аэросвит», «Днепроавиа» и «Донбассаэро» подали в Антимонопольный комитет Украины заявку на создание альянса. Александр Потимков, на тот момент заместитель главы Фонда госимущества, отметил, что, вероятнее всего, авиакомпании могут объединиться под общим управлением отдельной компании. Следовательно, назначение на рейс в Тель-Авив именно МАУ — единственного в данной ситуации альтернативного перевозчика — вполне логично и объяснимо. Как отметил глава ГАА Александр Давыдов, изменения в Соглашении о воздушном сообщении между Украиной и Израилем позволят «создать конкурентную среду на этом рынке и снизить цену на билеты для пассажиров».
Что касается формальной стороны — упреков в отсутствии конкурса, кулуарности, то они, по мнению специалистов, также необоснованны. Существует приказ Госавиаадминистрации № 248 от 24 декабря 2004 года. В нем сказано буквально следующее: «Решение о необходимости проведения конкурса принимается Госавиаслужбой и оформляется соответствующим приказом, которым утверждается конкурсная комиссия». Сама же необходимость конкурса «обосновывается обеспечением более эффективного использования рынка воздушных перевозок». Иными словами, в документе нет ни слова об обязательности проведения конкурса. Фактически, отмечают эксперты, конкурс назначается в том случае, когда он действительно необходим. В данной же ситуации большая эффективность перевозок, о которой должны заботиться чиновники Госавиаадминистрации, заключалась именно в назначении альтернативного перевозчика до начала летнего сезона, заблаговременно перед введением безвизового режима.
Кроме того, отмечают эксперты, заявка МАУ была рассмотрена и подтверждена уже давно. И это нормально, ведь получение назначения на рейс вовсе не обязательно должно быть непосредственно связано с каким-то межправительственным соглашением. Зачастую инициаторами введения новых маршрутов являются сами авиакомпании. К примеру, МАУ фактически создала рейс Киев-Кувейт, взяв на себя все согласования после назначения на это, тогда еще несуществующее, направление. Подобные примеры, говорят эксперты, можно приводить и в отношении других крупных украинских авиакомпаний.
По мнению специалистов, ситуация вполне очевидна: кому-то не хочется подпустить к перспективному направлению альтернативную авиакомпанию. Причем для давления на Госавиаадминистрацию используются депутатские запросы в Генпрокуратуру, МВД и СБУ с просьбой дать оценку действиям главы ведомства Александра Давыдова. Между тем, отмечают эксперты, оппоненты решения, принятого в отношении МАУ, предпочитают не вспоминать, что в любой развитой стране, расширяя конкуренцию в стратегически важных отраслях, государство параллельно защищает интересы национальных компаний. А именно такой компанией являются «Международные авиалинии Украины».