Події

«какие аферы? Какие водительские права? Я честная гражданка, еду в кировоград покупать сапожки», -

0:00 — 15 квітня 2010 eye 319

возмущалась 41-летняя аферистка из Знаменки Кировоградской области, которая, представляясь сотрудником областной прокуратуры, обещала людям «помочь решить все их проблемы» и, забрав деньги, исчезала

С 41-летней Ларисой (имя изменено) таксистка Наталья из небольшого города Знаменка Кировоградской области познакомилась еще лет десять назад. Тогда Лариса вместе с мужем работала в продовольственном магазине. Супруги жили в небольшой квартире, одевалась Лариса скромно: спортивный костюм да старые кроссовки. Несколько лет назад она развелась с мужем и пропала, все думали, что уехала из города. А в январе этого года Наталья выехала на очередной вызов и с удивлением обнаружила, что вызвавшая ее клиентка — та самая Лариса. Только это была уже не простая домохозяйка, а эффектная женщина в шикарном кожаном пальто, представившаяся… работником областной прокуратуры.

«Вот это подруга! Да мне ее послал сам Господь»

- Когда Лариса села в такси, я ее даже не узнала, — признается Наталья.  — Ухоженная, накрашенная, прическа — будто только что из парикмахерской. Несмотря на то что подругами мы не были никогда и обычно лишь здоровались, увидев друг друга на улице, на этот раз Лариса была очень разговорчивой. Спросила, давно ли я работаю в такси, после чего поинтересовалась: «И не страшно тебе? Работа все же опасная. В последнее время только и слышишь о нападениях на таксистов».  — «Да страшновато, — не стала я кривить душой.  — Вот хочу приобрести себе какое-нибудь средство самозащиты. Может, электрошокер куплю». Услышав это, Лариса обрадовалась: «Так я же в прокуратуре работаю! Могу тебе один списать». «В прокуратуре?» — недоверчиво переспросила я. «Да, в прокуратуре Кировоградской области, — уточнила Лариса и, набрав чей-то номер, приказным тоном сказала в трубку: — Слышишь, тут девочке-таксистке нужен электрошокер. Деньги передам автобусом». Положив трубку, Лариса улыбнулась: «Обещали сделать за пару дней. У тебя есть с собой 95 гривен?» Радуясь такому везению, я дала Ларисе стогривневую купюру.

Позвонив на следующий день в службу такси, Лариса попросила, чтобы на вызов приехала ее знакомая таксистка. На этот раз она начала расспрашивать Наталью о личной жизни. Зная, что молодая женщина уже несколько лет в разводе, поинтересовалась, платит ли бывший супруг алименты на ребенка.

- Я ответила, что не платит, — вспоминает Наталья.  — Лариса возмутилась: «Так подай на этого негодяя в суд! Он обязан тебе помогать». После чего добавила: «Знаешь, это как раз по моей части. Тебе повезло, я помогу грамотно написать заявление, сама передам его в суд, и вопрос будет решен в течение нескольких дней». Говорила она настолько убедительно, что я поддалась. Деньги, пускай и небольшие, мне бы не помешали. Послушав Ларису, которая сказала, что чем раньше напишу заявление, тем лучше, я в тот же день поехала к ней домой. Вы бы видели, какая у нее квартира! Евроремонт, дорогая мебель. Было видно, что она живет на широкую ногу. Диктуя мне текст заявления, Лариса ссылалась на какие-то статьи в семейном кодексе и назвала чьи-то фамилии, дескать, если укажу их, мой вопрос решится быстрее.

- Вас не смутил тот факт, что заявление вы писали не в прокуратуре, а у нее дома?

- Я задавала ей этот вопрос. Лариса ответила, что находится в отпуске, а без ее содействия заявление будут рассматривать очень долго. А так она выкроит время и сама отнесет его нужным людям. «Денег я с тебя брать не буду, — сказала она.  — Только чтобы подать заявление, нужно заплатить в кассу сто гривен». Объяснила, что теперь такие порядки. Я не писала в правоохранительные органы никаких заявлений, поэтому оснований не верить Ларисе у меня не было.

За деньгами, которые я оставила в машине, Лариса пошла со мной. В салоне я открыла папку, в которой лежала зарплата и водительские права, отдала ей сто гривен и уехала. Но не прошло и десяти минут, как Лариса позвонила опять: «Наташенька, подвези меня, пожалуйста, на вокзал! Мне нужно в село к бабушке, у нее в доме трубу прорвало». По пути мы заехали в магазин. Ларисе надо было пополнить счет на мобильном телефоне. Она выглядела очень взволнованной, сказала, что ей нужно пару минут посидеть в тишине и попросила меня сбегать за карточкой. Разумеется, я ей не отказала.

Через несколько часов Лариса опять позвонила Наталье. Сказала, что завтра ждет ее у себя, мол, нужно кое-что дописать в заявлении по поводу алиментов.

- Вечером меня остановил патруль ГАИ, — продолжает Наталья.  — Когда гаишники потребовали документы, я открыла папку и обнаружила, что водительских прав… нет. Они как сквозь землю провалились. А как работать без прав, на что жить? Предположив, что могла их потерять, когда давала Ларисе деньги, я поехала к ее дому. С фонариком обыскала каждый угол под подъездом, но вернулась ни с чем. Утром, как мы и договаривались, пришла к Ларисе. Расстроенная, зареванная — все мысли были об утерянных правах. «В чем дело? — участливо поинтересовалась она.  — Что с тобой?» Я все ей рассказала. «И проблема только в этом? — улыбнулась Лариса.  — Нашла из-за чего расстраиваться! С правами я тебе помогу, через несколько дней восстановим».  — «Серьезно? — не поверила я.  — Но у меня нет денег!» — «Я сделаю все как можно дешевле», — заверила Лариса. В тот момент она показалась мне доброй феей, исполняющей все желания. Вот это подруга, думала я, да мне ее послал сам Господь…

«Лариса звонила мне, по ее словам, с места убийства. Но была такая тишина, будто она говорила из пустой комнаты»

- Лариса позвонила своему сотруднику, после чего назвала цену — 450 гривен, — вспоминает Наталья.  — Для восстановления прав это было не так уж и дорого. Денег у меня, правда, не было, и пришлось влезть в долги. Мы с Ларисой и моим напарником поехали в Кировоградский МРЭО, где она сказала подождать в коридоре, а сама зашла в какой-то кабинет. Через минуту она оттуда вышла: «Вопрос решен. Через три дня заберешь права».

Между тем электрошокер таксистка в обещанные сроки так и не получила. Лариса говорила, что они закончились и нужно подождать, пока привезут новые.

- Когда мы уже сдали документы и вернулись в Знаменку, — продолжает Наталья, — мне позвонила Лариса: «Радуйся, уборщица нашла во дворе твои права». Я не поверила своим ушам, ведь в тот вечер каждый угол возле подъезда обыскала! Забрав свои права, я спросила, вернут ли мне деньги, которые я уже заплатила за их восстановление. «Без проблем, — Лариса набрала чей-то номер телефона.  — Вот только сейчас этот человек вне зоны. Как только выйдет на связь, я дам тебе знать». Спустя несколько дней мне позвонил брат, которому тоже срочно понадобились водительские права. Я попросила Ларису помочь и ему. Брат заплатил ей 1200 гривен, в течение нескольких дней права должны были быть готовы.

Следующий раз Лариса позвонила Наталье с просьбой пополнить ей и ее напарнику счет мобильного телефона. Сказала, что ей срочно пришлось выехать на какое-то убийство. «Видишь, какой у меня отпуск, — пожаловалась она, — не дадут отдохнуть».

- Странно было, что она все время кому-то что-то кричала, но шума вокруг слышно не было, — вспоминает Наталья.  — Говорит со мной и вдруг как закричит: «Наденьте на него наручники! Ты вообще как со мной разговариваешь?!» А на заднем плане — тишина, будто она одна в комнате. Но спросить ее об этом я, понятное дело, не могла. В тот же вечер Лариса попросила забрать ее вместе с компанией из кафе. Объяснила, что ужинает с чиновниками, которые помогают сделать моему брату права. Когда я приехала, Лариса извиняющимся тоном сказала, что у нее с собой только евро, а в кафе валюту не берут и ей нечем рассчитаться. Куда деваться — не откажешь же! Пришлось дать ей двести гривен. Пьяные мужчины, которых я должна была подвезти, были мало похожи на высокопоставленных чиновников. А когда они уже выходили из машины, спросили: «Лариска, так зачем ты нас звала? Что ты хочешь?» — «Ничего, ничего», — поспешила спровадить их Лариса. Выглядело все это довольно подозрительно.

Но Лариса раздражалась, когда я задавала лишние вопросы, особенно на людях. Говорила, что никто не должен знать о том, что она мне помогает, ведь из-за этого ее могут понизить в должности. Вот я и помалкивала: помогает, и хорошо. Бросив на прощание, что вернет мне деньги завтра, Лариса ушла. И… пропала.

Взяв у Натальи несколько тысяч гривен (по меркам Знаменки это немалые деньги), Лариса перестала отвечать на телефонные звонки, дома не появлялась. Таксистка начала расспрашивать о своей знакомой местных жителей, и выяснилось, что в Знаменке у нее нехорошая репутация. Поговаривали, что Лариса — аферистка, которая втирается к людям в доверие, берется «помочь им за небольшую сумму» и, забрав деньги, исчезает.

- Я написала заявление в милицию, — говорит Наталья.  — Все сходилось: электрошокер я так и не получила, а после того как Лариса на пару минут осталась одна в машине, у меня пропали права. Выходит, восстановление документов и найденные права были элементарным разводом. Точно так же, как заявление по поводу алиментов, ужин с «чиновниками» и все остальное. В милиции я узнала, что на нее написали заявление свыше полусотни жителей нашего города. Узнала также, что ее фамилия Алимова.

- Вы даже не знали ее фамилию?

- Представьте себе, — грустно говорит Наталья.  — Она не говорила, а мне было неудобно спрашивать: могла подумать, что я в ней сомневаюсь. Да мне это и не надо было.

«Почему-то я не сомневалась, что новая знакомая — такая успешная и влиятельная женщина — обязательно мне поможет»

Жертвы аферистки организовали против нее целое движение. Его возглавила местная жительница Юлия, у которой, как и у Натальи, хитрая Лариса выдурила несколько тысяч гривен.

Много лет назад у Юлии в роддоме (она тогда жила в Якутии) при загадочных обстоятельствах исчез ребенок. Вернувшись на родину, молодая мать не оставляла надежды найти своего малыша. Она писала во всевозможные инстанции, обращалась к гадалкам.

- С Ларисой я познакомилась возле дома одной провидицы, — тяжело вздыхает Юлия.  — Сама не знаю почему, но она показалась мне надежным человеком. Увидев мое волнение, участливо поинтересовалась, что произошло, спросила, может ли чем-то мне помочь. И я ей все выложила. «Вы обратились по адресу, — решительно сказала Лариса.  — Я работаю в областной прокуратуре и могу хоть завтра позвонить в Якутию».  — «Вы это серьезно?» — не поверила я. «Конечно! — воскликнула Лариса.  — Вот увидите, вашего ребенка скоро найдут». Я ухватилась за новую знакомую, как утопающий за соломинку. Почему-то не сомневалась, что она, такая успешная и влиятельная женщина, обязательно мне поможет. Лариса взяла мой номер телефона и с тех пор регулярно позванивала. Рассказывала, куда отправила заявления и что будет делать дальше. Когда она попросила у меня в долг 500 гривен, я не смогла ей отказать. Спустя некоторое время Лариса сказала, что из Якутии пришел ответ и вскоре мне скажут, где я смогу разыскать своего ребенка. Представляете, как она меня обнадежила? А потом опять и опять просила денег — то заявление написать, то стол накрыть кому-нибудь из «помогающих мне» чиновников.

В подобную ситуацию попал и местный житель Дмитрий Николаевич. С сотрудницей прокуратуры Ларисой он познакомился, когда искал работу.

- Лариса предложила мне помощь, обнадежив, что может устроить водителем в областную прокуратуру, — рассказывал Дмитрий Николаевич сотрудникам милиции.  — Пока мы с ней ехали в Кировоград, у меня из бардачка пропал паспорт. Заметил я это только тогда, когда мы подъехали к зданию областной прокуратуры. А как устраиваться на работу, не имея удостоверяющего личность документа? Тут Лариса вызвалась помочь: «Начальница паспортного стола — моя хорошая знакомая, она восстановит вам паспорт за несколько дней». При мне кому-то позвонила, сказала, что это обойдется в 300 гривен. Откуда мог знать, что, дав ей деньги, я угодил в сети мошенницы?

Есть среди пострадавших и пенсионерки, и сотрудники водоканала, пришедшие к аферистке снять показания счетчика и тоже клюнувшие на ее удочку. Помимо водительских прав, мошенница якобы делала и загранпаспорта, решала проблемы с приобретением квартир и даже помогала погашать кредиты. Так, одному местному жителю она как сотрудник прокуратуры гарантировала закрыть задолженность перед банком всего за три тысячи гривен. Получив обещанную сумму, Лариса пропала.

- Неужели в маленьком городе аферистку так долго не могли поймать? — интересуюсь у заместителя начальника знаменского горотдела милиции Сергея Котыги.

- Эта женщина прекрасно разбиралась в законах и знала, что сумма минимального ущерба, при котором можно возбудить уголовное дело, — 907 гривен. А она старалась обманывать людей на сумму, не больше этой. Соответственно, у нас было много потерпевших, но ни у одного из них сумма материального ущерба не была такой, которая позволяла бы привлечь Ларису к уголовной ответственности. Но недавно планку 907 гривен снизили до 86 гривен. Это дало возможность возбудить уголовное дело по статье «Мошенничество». Причем в последнее время Лариса так вошла во вкус, что стала нагло обчищать людей уже и на несколько тысяч гривен.

Помогла задержать аферистку таксистка Наталья. Девушка вышла с ней на связь и попросила сделать водительские права для своей знакомой. Лариса согласилась и приехала на встречу. Когда Наталья в салоне машины передала ей деньги, автомобиль остановили правоохранители.

- Я поразилась тому, как Лариса сохраняла спокойствие — настоящая актриса! — рассказывает Наталья.  — Ее попросили представиться, и она, не моргнув глазом, назвала чужую фамилию. Когда ей сказали об аферах и спросили, откуда у нее деньги, она невозмутимо произнесла: «Какие аферы? Какие водительские права? Я честная гражданка, еду в Кировоград покупать сапожки».

По словам Сергея Котыги, дома у мошенницы сотрудники милиции нашли тетрадку, в которой были записаны данные прокуроров, судей и известных в городе предпринимателей. Выучив наизусть их фамилии, Лариса во время бесед с жертвами говорила об этих высокопоставленных чиновниках как о своих хороших знакомых, которые помогут решить все проблемы. Еще у нее была тетрадка с фамилиями и подписями знаменских пенсионеров. Прикидываясь то социальным работником, собирающим деньги на замену пенсионных удостоверений, то членом партии кандидата в президенты, она ходила по квартирам и собирала с пожилых людей по 10-20 гривен с каждого.

- Также у нее в столе стопками лежали заявления граждан на восстановление паспортов, водительских прав, по выплате алиментов и приеме на работу, — продолжает Сергей Котыга.  — При этом должности она предлагала самые разные: кому-то водителя в прокуратуре, а кому-то акушера-гинеколога в районной больнице. До сих пор не верится, что этой женщине удалось ввести в заблуждение такое большое количество людей. Пострадавшие обращаются в милицию каждый день.

Свою вину аферистка, разумеется, не признала. Она сникла, лишь когда ей предъявили вещественные доказательства и заявления от ее жертв.

- На суд, где должен был решаться вопрос о продлении ее ареста, мы пришли с плакатами и устроили под зданием суда митинг, — рассказывает Наталья.  — Лариса злобно на нас посмотрела и закричала: «Я вас всех без трусов оставлю! Вы у меня еще попляшите!» Суд принял решение отпустить мошенницу на подписку о невыезде. Однако благодаря содействию сотрудников милиции Ларису таки арестовали на два месяца. В милиции она не устает повторять, что у нее много денег и связей и обязательно выйдет сухой из воды. Вот тогда, дескать, всем отомстит.