Почти полвека это собрание полотен считалось утерянным
Аукционный дом «Сотбис» завершил в Нью-Йорке торги, на которых были выставлены произведения русского искусства. Украшением распродажи стала коллекция картин, ранее принадлежавшая известному меценату Якову Перемену. По информации официального сайта аукционного дома, 86 работ одесских художников были выставлены единым лотом и проданы за один миллион 986 тысяч долларов.
Картины живописцев, входивших в начале XX века в состав одесского Товарищества независимых художников, спустя 91 год возвращаются в Украину. Коллекцию, хранившуюся в Израиле, приобрел анонимный бизнесмен от имени Фонда украинского авангардного искусства. Новый владелец намеревается демонстрировать эти произведения в Украине и других странах и надеется, что «в мире искусства признают: авторы были гигантами».
Полотна Яков Перемен в 1919 году вывез в Палестину. Картины несколько раз выставлялись в 1918-20-х годах. Первый мэр Тель-Авива просил владельца подарить несколько работ городскому Художественному музею, но Перемен отказался, не желая дробить коллекцию. Однако после смерти мецената коллекция нигде ни разу не экспонировалась и считались утерянной — до 2002 года, когда некоторые полотна были показаны израильской публике.
В середине марта нынешнего года на сайте «Сотбис» появилась информация о том, что «одесская коллекция» будет выставлена на торги в Нью-Йорке в рамках аукциона по продаже предметов русского искусства. В нее входят работы таких художников, как Михаил Гершенфельд, Исаак Малик, Амшей Нюренберг, Теофил Фраерман, Израиль Мексин и Сигизмунд Олесевич. К этой же плеяде относится и Сандро Фазини — старший брат писателя Ильи Ильфа (настоящая фамилия — Файнзильберг). Он появился на свет в Киеве, но родиной всегда считал Одессу, где жил в юности. Окончил художественное училище, был отличным рисовальщиком и живописцем, а в Париже, куда эмигрировал в 1922 году, увлекся еще и художественной фотографией. Фотоаппарат, кстати, подарил ему брат — Илья Ильф. Братья Файнзильберг создавали себе псевдонимы из сочетания собственных имен и фамилии. Александр стал Сандро Фазини. Михаил, также отличный художник, подписывал свои работы инициалами МАФ. Илья прибавил к имени начальную букву фамилии. И только младший, Вениамин, ставший топографом, не имел псевдонима.
Жизнь Фазини и его жены Азы трагически оборвалась в июле 1942 года. Супруги были арестованы в Париже, отправлены в лагерь Дранси и вскоре погибли в Освенциме. Изредка отдельные рисунки Фазини (из коллекции Перемена) демонстрировались вместе с его художественными фотографиями парижского периода начала 30-х годов и портретами из семейных альбомов, которые любезно предоставила Александра Ильинична Ильф, дочь писателя.
Коллекцию одесских художников сразу же назвали украшением «русских» торгов в Нью-Йорке — наряду с собранием произведений Петра Челищева. (Всего на продажу было выставлено более 350 лотов — иконы, произведения живописи и скульптуры, выполненные из драгоценных материалов предметы быта. ) Накануне аукциона 14 полотен из этого собрания были представлены зрителям в Киевском музее искусств имени Варвары и Богдана Ханенко.