В Соломенском суде столицы начались слушания уголовного дела об убийстве депутата Брусиловского райсовета Житомирской области Игоря Звонникова, которого год назад взорвали в лифте жилого дома в центре Киева. Родители Игоря утверждают, что за гибелью их сына стоит известный депутат столичного городского совета, чье имя они боятся называть
Пятого июня 2009 года в половине четвертого дня в самом центре Киева — в жилом доме на улице Богдана Хмельницкого — прогремел мощный взрыв. Люди в панике покидали свои квартиры, в дыму натыкаясь друг на друга. Прибывшие на место происшествия оперативники определили, что эпицентр взрыва находился в кабине лифта, застрявшей между вторым и третьим этажами. Кабина, вспоминают очевидцы, была сплющена так, как будто на бумажную коробку наступил слон. Понадобилось немало усилий, чтобы с помощью спецтехники извлечь из лифта тело 45-летнего мужчины.
Жители дома, где прогремел взрыв, до сих пор с ужасом вспоминают события того дня.
- Лифт взорвали между вторым и третьим этажами, но взрывная волна была такой силы, что вылетели двери подъезда на первом этаже, — рассказывает Геннадий.
- А у меня в квартире все стекла на дверях были разбиты, — вспоминает Раиса. — Такой черный дым стоял в подъезде, что вокруг ничего не было видно.
Домработница по имени Майя, которая работала у семьи иностранцев, поднималась по лестнице минут за десять до того, как прогремел взрыв.
- Долго маршрутки не было, — говорит женщина, — и если бы я задержалась еще минут на десять, то от меня бы и следа, наверное, не осталось. Перила на лестничной площадке были разбиты вдребезги.
А еще жильцы этого дома утверждают, что за час до взрыва лифт не работал и включился, видимо, только тогда, когда в него вошел мужчина, проживающий на четвертом этаже.
- Что о нем знаем? Вроде бы депутат. Бизнесом занимался, — рассказывают соседи погибшего Игоря Звонникова. — Нормальный парень. Мог и деньги одолжить до зарплаты. Ездил на черном джипе. В последнее время его часто видели в сопровождении охраны.
В тот день, когда Игоря взорвали в лифте, его соседи были уверены, что мужчина погиб случайно и на самом деле покушение готовилось на другого человека.
- В нашем доме живет много богатых людей: и бизнесмены, и артисты, и депутаты, и иностранцы, — рассказывают соседи Игоря. — К тому же рядом гостиница, в которой останавливаются VIP-гости. Но мы почему-то думали, что покушение готовилось на сына одного из бывших начальников СБУ, который живет здесь же, а Звонников в лифте оказался случайно.
- Игорь был бизнесменом. У него в обороте всегда были большие деньги, — говорит отец погибшего депутата Вячеслав Звонников. — Но в бизнес он пришел с самых низов. Учился в авиационном институте, занимался спортом: был перспективным борцом дзюдо и самбо. Потом и сам стал тренером в детской спортивной школе. Благодаря тому, что один из юных воспитанников Звонникова выиграл престижные международные соревнования, Игорю присвоили звание заслуженного тренера Украины.
Бытует мнение в народе: раз борец — значит, связан с криминалом. Действительно, иной раз читаешь в прессе: тот задержанный бандит — дзюдоист, другой — еще какой-то борец. Вот и к нашему сыну милиционера как-то подослали. Мол, будешь рассказывать, что там твои коллеги по спорту говорят, кто чем занимается. Игорь отказался сексотить. И тогда милиционер, который вербовал сына (кстати, его старый друг еще по школе), сказал: «Ты об этом пожалеешь».
- Но ведь вашего сына убили не из-за того, что отказался работать на милицию?
- Нет-нет, — говорит Вячеслав Дмитриевич. — После того случая на Игоря завели уголовное дело якобы за рэкет. Но доказать ничего не смогли, и даже милицейское районное начальство извиняться к нам приезжало.
А сын, окончив авиационный институт, устроился в авиаагентство на проспекте Победы, где ремонтировал кассовые аппараты. Уже в зрелом возрасте начал раскручивать свой собственный бизнес. Да, приходилось брать в банке большие кредиты, но они окупались. Бизнес сына шел хорошо.
- Вы считаете, что Игоря убили именно из-за бизнеса?
- Конечно. Вы знаете, сколько стоят земельные участки в Киеве? У сына их было несколько. Кроме того что он был хозяином риэлтерской конторы, он с партнерами занимался строительством. Бизнес приносил хорошую прибыль Правда, потом начался кризис. А незадолго до этого Игорь взял в двух разных банках два кредита на общую сумму четыре миллиона долларов. Он собирался строить бизнес-центр на Оболони. В залоге оказались и его квартира, и наша. Начались очень сложные времена. Сын стал вязнуть в долгах. Но не отчаивался. Он по натуре — победитель. Иной раз казалось, что трудности его только закаляют.
- Игорь никогда не говорил вам, что ему угрожают?
- Ему не угрожали. Просто решили забрать у сына весь бизнес без предупреждения. Мы случайно узнали об этом, когда однажды Игорь пришел к нам в гости в бронежилете. Это было почти за год до его гибели. Мы в шоке: что случилось? А Игорь смутился, что забыл снять бронежилет, и сказал: «Меня заказали». «Откуда знаешь?» — спрашиваю. Оказывается, друг сообщил. Теперь с ним день и ночь ходили два охранника.
- Игорь знал, кто именно его заказал?
- Догадывался. Но точно не знал. Он говорил, что видел слежку. И за машиной постоянно ездили, и у подъезда какие-то подозрительные люди постоянно крутились.
За Игорем Звонниковым на самом деле около года велась слежка. Причем не только наружная. Как стало известно «ФАКТАМ» из компетентных источников в правоохранительных органах (официально милиция не комментирует дело до окончания судебного следствия), в рабочем кабинете Игоря на улице Дегтяревской кто-то установил прослушивающее устройство. Шпионские видеокамеры были установлены и в квартире Звонникова.
- Сын заявлял в милицию?
- Я просил его сообщить в милицию, — говорит Вячеслав Звонников. — Может быть, если бы Игорь послушался меня, все было бы по-другому. Но сын ответил: «Папа, зачем вам это надо? Я сам во всем разберусь».
- И что, вот так год ходил в бронежилете в сопровождении охранников?
- Почти все время. В мае прошлого года Игорь впервые пришел к нам в гости в обычном костюме без жилета. Он выглядел счастливым. Я спросил: «Ты что, решил свои проблемы?» А сын говорит: «Папа, я отдал партнерам большую часть своего бизнеса. Теперь можно спокойно ходить по улице, как обычные люди». Просто взял и разделил между еще двумя бизнесменами, которые были с ним в доле, все поровну. У самого почти ничего не осталось. Признаюсь, я тогда не поверил, что все закончилось. Так и сказал сыну: «Игорь, они хотят, чтобы ты успокоился и потерял бдительность». К сожалению, я оказался прав. Игорь своим партнерам отдал бесплатно только часть своего бизнеса, а они хотели забрать все.
- Сейчас на скамье подсудимых два человека, — говорит Вячеслав Звонников. — Один из тех, кого обвиняют в убийстве Игоря, был его другом. Веткин (фамилии подсудимых изменены. — Авт. ) несколько лет назад освободился из тюрьмы. Его никто не брал на работу, а мой сын пожалел его и взял в свою фирму. Сейчас, как видно из материалов дела, именно Веткин и является организатором убийства Игоря. Хотя за ним стоят очень большие люди, которые вряд ли окажутся на скамье подсудимых. Я даже знаю, кто это. В неофициальной беседе в милиции мне назвали эту фамилию, но я ее никому говорить не буду. Это очень страшный человек. Он депутат Киевского городского совета. Фамилию его многие слышали. Еще один человек находится в розыске по линии Интерпола.
После слежки, которая длилась почти целый год, Веткин начал готовиться к убийству своего товарища. Способ он выбрал достаточно необычный: взрыв в лифте. В Украине только один раз — в Виннице в 2001 году — киллеры пытались убить таким образом человека. Но тогда, к счастью, бизнесмен, на которого покушались, остался жив. Веткин же решил действовать наверняка. В этом ему помогал талантливый электронщик по фамилии Юхненко.
Именно Юхненко разработал и установил в кабинете Звонникова подслушивающее устройство. Также он установил видеокамеры в квартире Игоря, а потом — над дверью подъезда и в кабинке лифта. Видеокамеры были миниатюрные. Никто из жильцов дома на улице Богдана Хмельницкого ничего не заподозрил.
Между тем за несколько дней до убийства Звонникова преступники проверили, как действует дистанционное управление. По утверждению Юхненко, он был уверен, что Звонникову просто хотят устроить психологическую обработку. Мол, испугается и все отдаст. На допросах Юхненко утверждал, что ничего не знал о готовящемся убийстве.
Как только Игорь заходил в лифт, из переговорного устройства появлялся какой-то шум — это включался прибор, разработанный Юхненко. Звонников даже не догадывался, что в этот момент Веткин наблюдает за ним по монитору, сидя в квартире в соседнем доме. Партнер Звонникова по бизнесу специально арендовал жилое помещение и устроил там пункт для слежки за своим другом.
Пятого июня прошлого года Игорь, уверенный в своей безопасности, приехал на обед домой. Обоих охранников он оставил у подъезда, сказав, что вернется через полчаса. А через минуту раздался взрыв. Видимо, преступники учли неудавшееся покушение на бизнесмена в Виннице в 2001 году, о котором они могли знать — об этом резонансном деле писали в центральной прессе. Взрывное устройство, вмонтированное в переговорное устройство лифта, было начинено гвоздями и металлическими шариками. У человека, оказавшегося в момент взрыва в кабине лифта, не было никаких шансов выжить.
За помощь в убийстве депутата с Юхненко рассчитались автомобилем «Мазда». Правда, поездить на нем электронщик не успел: милиция задержала Веткина и Юхненко уже через несколько дней.
Но эти двое не единственные фигуранты по делу об убийстве депутата. Как «ФАКТАМ» сообщили в столичной прокуратуре, дело в отношении еще одного участника покушения на Игоря Звонникова выделено в отдельное производство.
Как рассказал нам государственный обвинитель по этому делу Роман Волошин, в настоящее время в суде производится допрос свидетелей и подсудимых. Окончания слушания можно ожидать через пару месяцев.
Однако родители Игоря Звонникова опасаются, что адвокаты подсудимых могут развалить дело. В последнее время они ведут себя довольно самоуверенно. А судья почему-то не пустил на последнее заседание представителей прессы, мотивируя это тем, что подсудимые не хотят, чтобы их фотографировали или снимали на видео.
После гибели сына отец Игоря Звонникова Вячеслав Дмитриевич перенес инфаркт и теперь передвигается с палочкой. Им с женой приходится расплачиваться по многочисленным кредитам, которые незадолго до своей гибели взял в банке их сын. А в подъезде дома, где почти год назад взорвали бизнесмена-депутата, так и не установлен новый лифт