Події

Стокгольмский суд обязал нак «нефтегаз украины» вернуть компании «росукрэнерго» 12 миллиардов кубометров газа

0:00 — 10 червня 2010 eye 324

Однако министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко заявил, что выполнить данное требование сейчас невозможно, а решение арбитража будет оспорено

Конфликт между компанией-посредником «РосУкрЭнерго» и НАК «Нефтегаз Украины» начался около полутора лет назад. До того времени трейдер, созданный в 2004 году (50 процентов акций этой компании принадлежит российскому «Газпрому», еще 50 — австрийской компании «CentraGas Holding AG», бенефициарами которой являются бизнесмены Дмитрий Фирташ и Иван Фурсин.  — Ред. ), был монополистом по поставке среднеазиатского газа в Украину.

Зимой 2008-2009 года между Украиной и Россией разгорелась газовая война, вследствие чего ряд европейских стран оказался без российского газа. Украинско-российский конфликт удалось уладить, и затем были подписаны двусторонние газовые соглашения, которые, в частности, предусматривали исключение из схемы поставок российского газа в Украину компаний-посредников, а именно — «РосУкрЭнерго», на чем особо настаивала тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко.

Вскоре после того как «РосУкрЭнерго» остался не у дел, возник вопрос, кому же принадлежат 11 миллиардов кубометров газа, закачанного этой компанией в украинские газохранилища. Правительство Украины приняло решение передать этот газ НАК «Нефтегаз Украины» в порядке компенсации, поскольку компания-посредник якобы задолжала российскому «Газпрому», а тот, в свою очередь, переуступил долг украинской стороне. Естественно, у г-на Фирташа, совладельца «РосУкрЭнерго», по этому поводу была иная точка зрения: с экспроприацией голубого топлива он не согласился.

В марте 2009 года очередной конфликт возник на нашей таможне, когда в пользу «Нефтегаза Украины» растаможили более шести миллиардов кубометров газа из изъятых у «РосУкрЭнерго» одиннадцати. Первый замглавы СБУ Валерий Хорошковский, сейчас возглавляющий нашу спецслужбу, тогда заявил, что, растаможив 6,3 миллиарда кубометров газа, таможня фактически легализовала похищенный транзитный газ. СБУ приняла постановление о возбуждении уголовного дела, однако Шевченковский районный суд Киева это постановление отменил, и голубое топливо осталось-таки у «Нефтегаза».

В связи со сложившейся ситуаций, один из совладельцев «РосУкрЭнерго» Дмитрий Фирташ подал иск в Стокгольмский арбитражный суд. В течение года прошло несколько заседаний, и в нынешнем апреле было объявлено промежуточное решение — о том, что следует возместить «РосУкрЭнерго» 197 миллионов долларов. А во вторник, 8 июня, Стокгольмский суд обязал «Нефтегаз Украины» вернуть компании-посреднику более 12 миллиардов кубометров газа. Об этом сообщает УНИАН со ссылкой на официальное заявлении компании «CentraGas Holding AG» (Австрия) — соучредителя «РосУкрЭнерго». Как подчеркивается в сообщении, данным решением подтверждается, что спорный объем газа был изъят «Нефтегазом» с нарушением условий контракта о хранении голубого топлива, принадлежащего «РосУкрЭнерго». И что «Нефтегаз» обязан вернуть 11 миллиардов кубометров газа, который находится в подземных газовых хранилищах Украины. Кроме того, было принято решение о передаче дополнительного объема газа — 1,1 миллиарда кубометров — в качестве неустойки за нарушение условий контракта.

Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко допускает, что решение Стокгольмского арбитража может быть оспорено. «Я пока что не знаком с решением суда, но мы изучим и… примем решение, которое будет отвечать нашим национальным интересам», — заявил он на вчерашней пресс-конференции. При этом министр подчеркнул, что изъятие из газовых запасов страны 11 миллиардов кубометров сейчас просто недопустимо: «Что касается сегодняшней ситуации, то я скажу, чего не будет. Не будет безумной отдачи энергетического ресурса в ущерб нашим национальным интересам, потому что отдать 11 миллиардов кубометров из баланса, — это невозможно». А вот законность проведенной прежним правительством операции с передачей такого объема газа на баланс НАК «Нефтегаз Украины», по мнению Юрия Бойко, должны оценивать правоохранительные органы.