В Департаменте ГАИ заявляют, что не планируют возвращаться к «письмам счастья», а вот использование устаревших приборов по контролю за скоростью считают правомерным
Сообщение о возвращении «писем счастья» оказалось уткой. Штрафовать водителей заочно, как это практиковалось год назад, в Департаменте ГАИ пока не планируют. Не будут отправлять автовладельцам по почте и протоколы о превышении скорости, составленные на основании данных новейшего лазерного радара TruCam. Позиция милиции такова: штрафовать за превышение скорости инспектор может, лишь остановив водителя и предъявив ему показания радара.
Но если «письма счастья» так и остались в прошлом, то вторая причина постоянного конфликта между водителями и ГАИ по-прежнему не решена. В Департаменте ГАИ упорно отстаивают правомерность использования инспекторами морально устаревших радаров без функции фотосъемки — вроде «Беркута» или «Искры». Формально работают они легитимно — на основании приказа Министерства внутренних дел Украины. Другой вопрос, что полноценным доказательством вины водителя показания таких приборов служить не могут. Устаревшие радары, в отличие от «Визиров», фиксируют только скорость и время, когда был произведен замер. Но какой именно автомобиль попал в прицел милицейского радара? Здесь приходится верить исключительно инспектору на слово. А ведь сотрудник ГАИ тоже может ошибаться. Не удивительно, что такие протоколы о превышении скорости ничего не стоит оспорить в суде, что зачастую и делают автомобилисты.
- Не так давно в Николаевской области меня остановили инспекторы ГАИ, заявив, что я двигался со скоростью 84 километра в час, а этот участок дороги проходит по населенному пункту, — рассказывает президент клуба автомобильных журналистов Украины Максим Моргунский. — Я сказал, что это ошибка, круиз-контроль в моем автомобиле настроен на скорость 80 километров в час, поэтому ехать быстрее я не мог. Кроме того, увидев на белом фоне название населенного пункта, я всегда очень четко слежу за скоростью. К тому же как раз перед встречей с гаишниками меня обогнала другая машина. Возможно, прибор показал ее скорость? Но инспекторы все равно составили протокол.
Приехав в Киев, я написал заявление в Печерский районный суд по месту моей прописки (текст типового заявления вы можете найти на сайте у адвоката Вадима Володарского. Платить за подачу иска ничего не надо. — Ред. ). Отправил я его с Главпочтамта заказным письмом с уведомлением. На заседание суда представители ГАИ не явились, и решение вынесли в мою пользу. Заседание длилось не более десяти минут. Можно было бы отсудить у милиции и моральный ущерб в размере нескольких тысяч гривен, но для этого необходимо привести какие-то доказательства (опоздал на работу, важную встречу и т. д. ). Самое важное для тех, кто считает действия инспекторов ошибочными и планирует обжаловать их в суде, полностью записать данные милиционеров, а также название и адрес подразделения ГАИ, в котором они работают. Не забудьте также забрать решение суда, оно вам понадобится в дальнейшем, ведь отметка о штрафе может остаться в милицейской базе данных. Поймите меня правильно, я ни в коем случае не призываю нарушать Правила дорожного движения. Но отстаивать свои права — это важное и социально значимое дело.
В ГАИ признают: избежать конфликтной ситуации можно будет после внедрения лазерных радаров нового поколения TruCam. На снимках, сделанных этими приборами, виден отмеченный маркером автомобиль, а также время и координаты, вычисленные GPS-приемником. Пытаться что-либо обжаловать в таком случае очень трудно (если, конечно, прибор стоял на треноге, а не находился у инспектора: по словам экспертов, резко вскинутая гаишником рука с радаром может добавить к реальной скорости машины 5-7 километров в час). Правда, такой аппарат Госавтоинспекция пока приобрела в единственном экземпляре, ведь его стоимость — порядка 100 тысяч гривен.