Этот праздник был установлен православной церковью приблизительно в IV веке в память о событии, произошедшем, по евангельскому преданию, на горе Фавор (название горы по-еврейски означает «чертог чистоты и света»). Здесь ученики Спасителя Петр, Иаков и Иоанн, которые уже знали, что ему предстоят крестные мучения, смерть и в третий день воскресение из мертвых, стали свидетелями Божественного Преображения Учителя (во время молитвы Иисус показал им свою Божественную природу — лицо Спасителя просияло, подобно солнцу, а одежды стали ослепительно белыми) и услышали голос Бога-Отца, назвавшего Иисуса Сыном своим возлюбленным и повелевшего его слушать. Тогда же апостолы увидели ветхозаветных пророков Моисея и Илию, которые говорили с Иисусом о последних днях его земной жизни.
Издревле Церковь установила правило освящать в этот день первые созревшие плоды. В наших местах это были в первую очередь яблоки, хотя в храмы для освящения приносили и другие плоды нового урожая. Поэтому в народе праздник Преображения Господнего называют Вторым или Яблочным Спасом. Часть принесенного оставляли в церкви в качестве пожертвования: одну долю — для священнослужителей, другую — для бедных и нуждающихся в помощи. Этот обычай соблюдался очень строго — пожадничавших презирали и старались не иметь с ними дела.
Считалось, что со Второго Спаса преображается и природа — лето встречается с осенью, начинается отлет журавлей. Народные синоптики утверждают: какая погода на Яблочный Спас, такой она будет и в течение всей осени. А ясное небо в этот день предрекает суровую зиму.