Події

«Здесь к нам относятся хуже, чем к скотине, постоянно колют запрещенные препараты, в случае неповиновения — избивают… »

0:00 — 20 серпня 2010 eye 540

В Одесской области насмерть забили пациента специализированного дома-интерната и, заметая следы, срочно закопали его тело. Оказалось, что аналогичных захоронений здесь… около трех десятков

Вопиющее по своей циничности убийство произошло в середине минувшей недели в психоневрологическом доме-интернате, расположенном в селе Новосавицкое Великомихайловского района Одесской области. Известно об этом стало случайно: одному из пациентов удалось дозвониться до правозащитницы, и таким образом информация выплыла наружу.

- Со мной связались по телефону прямо из карцера, — говорит Татьяна Макарова.  — Я сразу же сообщила в правоохранительные органы, однако они в интернат не спешили. Тогда решила подключить общественную организацию «Комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией», представители которой моментально направились туда. Когда они прибыли на место ЧП, труп убитого уже был зарыт в безымянной могиле. Настояли на извлечении тела и направлении его в морг. Процедуру эксгумации (она проходила спустя буквально полчаса после так называемых похорон) зафиксировали на видеокамеру, после чего делом занялись сотрудники правоохранительных органов.

«Юра сказал: «Меня до утра могут убить», а врач ему: «Ничего, яма есть, батюшку вызовут… »

Погибший — 38-летний Юрий Вовченко, один из подопечных дома-интерната. Есть несколько версий разыгравшейся трагедии. По одной из них, озвученной постояльцами специализированного учреждения, мужчину «забила насмерть обслуга интерната, конкретнее — санитары». За что? Он входил в число двенадцати человек, отказавшихся выполнять указания руководства заведения — работать в поле в сорокаградусную жару. Поэтому его и некоторых других «отказников» бросили в изолятор (карцер, как называют это помещение пациенты). А чтобы «угомонить», решили вколоть специальные медицинские препараты. Вовченко не дал возможности медсестре сделать инъекцию, стал кричать на нее. На подмогу прибежали крепкие санитары, которые, по словам пациентов, стали избивать Юрия, «зафиксировали» его, привязав проволокой к койке. Били весь день, и следующий тоже, пока не убили… » Тело срочно захоронили.

По другой версии, распространенной представителями персонала учреждения, в происшедшем виновен… сам Вовченко: подрался с товарищем из-за переключения телевизионных каналов (ну сумасшедший, что возьмешь?). Когда санитарка кинулась их утихомиривать, «разгневанный пациент набросился и на нее». Поэтому, дескать, пришлось ее коллегам-мужчинам связывать «бунтаря» и определять в карцер. Там с ним «сводили счеты» его же сокамерники…

Доводы персонала напрочь опровергают пациенты.

- Санитары его били, били, потом занесли в карцер, там еще били, — рассказал «ФАКТАМ» Андрей Баранов, один из очевидцев происшедшего.  — Когда он уже сознание потерял, вызвали медсестру. Санитар Антон Иванцов (имя изменено.  — Авт. ), который бил Вовченко тяжелым предметом, сказал: «Давайте набирайте уколы». Сделали инъекцию аминозина. Потом он скомандовал: «Привязать его!» Юрия привязали проволокой. Я увидел, что у него руки опухают, позвал медсестру. Она велела снять проволоку, а вместо того закрутить простыней. Так и сделали. Юра сказал: «Меня до утра могут убить», а врач ему: «Ничего, яма есть, батюшку вызовут… » Наши хлопцы тоже были свидетелями этого…

- Об этом можно долго рассказывать, даже книги писать, — подтверждают еще несколько постояльцев заведения.  — Здесь к нам относятся хуже, чем к скотине. Постоянно колют запрещенные препараты, в случае неповиновения — избивают…

«Приехав на место, услыхали от доктора Ткачука, что никакого трупа нет и вообще ничего подобного в интернате не происходило… »

- Действительно, он (Юрий Вовченко.  — Авт. ) буянил, потому его и привязали к кровати, — подтверждает дежурившая в тот день медсестра Инна Валянская.  — Однако инъекции не подействовали, он так и не заснул до самого утра. Правда, когда я в девять часов сдавала смену, он позавтракал…

- Он еще и обедал, и ужинал, — дополняет здешний врач Григорий Ткачук.  — А потом стал очень тяжело дышать, к нему пригласили дежурную сестричку, но… было уже поздно. Мне позвонили на другой день, сказали, что такое вот произошло…

На самом деле все обстояло не совсем так. В этом уверены не только постояльцы заведения.

- Мне позвонили в час ночи, сообщили о ЧП в Новосавицком, куда мы сразу же выехали, — рассказывает Алексей Косарев, глава организации «Комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией».  — Не скрою, к нам и ранее неоднократно поступали сигналы о противоправных деяниях персонала этого учреждения, о пропаже людей из числа пациентов. Когда приехали, первым делом поинтересовались, где тело убитого. В ответ услышали от доктора Ткачука, что никакого трупа нет и вообще ничего подобного в интернате не происходило. Когда «прижали» его фактами, он вдруг «вспомнил», что тело погибшего Вовченко сейчас укладывают в гроб, который готовят к захоронению. Но когда мы попросили проводить нас к месту, где проходит процедура, врач осекся: «Зачем вам это надо? Сейчас там все закончат, и тогда вы увидите».

Дело в том, что на тот момент тело убитого, помещенное в сколоченный наспех ящик, уже закопали в могилу. Нам об этом было известно, потому и решили проверить представителя персонала.

- «Гробовщиков» (они же — подопечные данной лечебницы) мы застали, прямо скажем, в интересной ситуации, — продолжает мой собеседник.  — Они несли гроб… с кладбища — в направлении пансионата! На наш вопрос о том, зачем это делают, ответили: «Мы — люди подневольные. Руководство велело закопать — закопали. Сейчас распорядились выкопать — раскопали и несем… » На уточняющий вопрос, кто именно велел, сказали: «Прибежал Антон Иванцов (тот самый санитар.  — Авт. ) и дал указание срочно выкопать… »

Получается, пока мы вели беседу с доктором, санитар четко действовал по схеме. Не исключено, что уже по отработанной, — подчеркивает Алексей Косарев.  — Из нас же тем временем стремились сделать дураков.

Когда мы вскрыли этот импровизированный гроб с телом убитого, предстала страшная картина: сине-зеленое, распухшее от ударов лицо, истерзанное, в многочисленных гематомах тело, скрученные позвонки, переломанные ребра… Следы злодеяния, как говорится, налицо.

- Я понятия не имел, что следует в милицию сообщать, — заявил «раскаявшийся» врач Григорий Ткачук.  — У меня нет таких инструкций. Тем более что родственники отказались от погибшего, а держать тело в такую жару — невозможно.

«Мне показывали запись избиения. Санитары били и говорили: «Пообещай, что не будешь жаловаться, и мы перестанем тебя бить… »

Санитар Антон Иванцов спокойно рассказывал нам о том, как многократно избивал «за непослушание» пациента Вовченко. Как защищал от «этого ненормального» медсестру. Затем запер его на замок в карцере, где несчастного «усмиряли» до самой смерти.

Что касается факта оперативного захоронения, то сегодня в интернате его уже не в состоянии скрыть, а потому прибегают к отговоркам.

- В момент случившегося ЧП я отсутствовала: находилась в командировке, — заявила директор интерната Валентина Стукало.  — Утром меня вызвали в областной совет, но ничего о происшествии не сообщили. Когда я вернулась оттуда, то не успела войти в рабочий кабинет, как сразу стали звонить из милиции и прокуратуры. Оказалось, что там лучше знают суть дела, чем я, поскольку обо всем сообщил один из наших подопечных — Андрей Баранов. Уверена: это — заказная провокация, с целью смены руководства интерната.

Иная точка зрения у исполняющего обязанности прокурора Великомихайловского района Михаила Михайлищука:

- Установлено, что гражданин Вовченко умер насильственной смертью. На теле потерпевшего выявлены многочисленные повреждения в области грудной клетки, лица и головы. Во всем будет разбираться следствие, в том числе — в правомерности действий администрации, где усматривается попытка сокрытия преступления, совершенного в стенах интерната.

По мнению же Алексея Косарева, речь следует вести не о «правомерности», а о прямой уголовной ответственности:

- На том самом «придомовом» кладбище мы выявили порядка тридцати(!) захоронений бывших подопечных этого интерната. Эти отнюдь не старые люди отправились на тот свет только за последние два года. При невыясненных обстоятельствах, по надуманным диагнозам, без конкретных причин смерти. Патологоанатомические исследования тел умерших не проводили, просто «оформляли на кладбище», минуя морг. Делали это лица, явно уверенные в своей полной безнаказанности. Более того, все это поставлено «на поток»: на том же кладбище всегда есть вырытые, заранее подготовленные могилы для последующих жертв…

По некоторым сведениям, в Новосавицкий интернат «ссылают» из других аналогичных заведений исключительно «провинившихся»: за непослушание, попытки побегов и прочие «прегрешения». Словом, это что-то вроде заведения особого типа. Почему оказался здесь в 2006 году Юрий Вовченко, пока неизвестно. Имеется лишь вердикт районного суда Симферополя о его невменяемости в результате заболевания шизофренией.

- В этом интернатском заведении лечебного направления содержатся психически больные люди, — констатирует первый заместитель начальника одесской областной милиции генерал-майор Анатолий Бахчиванжи.  — Действительно, Юрий Вовченко был помещен туда в 2006 году и находился на излечении от шизофрении. Насколько нам известно со слов медицинского персонала, 10 августа он стал проявлять психически агрессивное поведение, спровоцировал драку с таким же находящимся там больным, после чего был изолирован в другое помещение. К вечеру у него обострилось заболевание, и больной набросился на медсестру, причинил ей телесные повреждения. Он был связан и помещен в отдельное помещение, где на протяжении ночи и целого дня за ним практически никто не наблюдал. Больной находился связанный, с телесными повреждениями, в результате чего умер. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 121 «Нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего».

В ходе расследования данного дела будут привлечены к уголовной ответственности должностные лица, которые сокрыли это преступление. Для того чтобы скрыть факт смерти пациента, санитар получил указания от врача, который, соответственно, внес в историю болезни неправдивые сведения, и ночью захоронил труп. Однако местные жители среагировали оперативно, обратились в прокуратуру и другие правоохранительные органы. Труп был эксгумирован и обследован, сейчас проводится судебно-медицинская экспертиза, уже есть заключение, что смерть наступила в результате телесных повреждений.

Вообще, в данных лечебных заведениях, где содержатся психически больные люди, им нужен надлежащий уход, соответствующие условия для их содержания и подготовленный медицинский персонал. Я могу констатировать, что безалаберность и халатность со стороны должностных лиц подобных учреждений приводит к таким последствиям, как это происшествие. Будут возбуждены уголовные дела в отношении руководителей этого дома-интерната и проведено предварительное расследование, — заключил милицейский генерал.

Глава Одесской областной администрации Эдуард Матвийчук заявил 16 августа на аппаратном совещании:

- Не исключаю, что убийство пациента интерната было умышленным. Этого человека били, есть свидетели, есть запись на камеру (очевидно, камеру мобильного телефона.  — Авт. ). Мне показывали запись избиения, как санитары били его и говорили: «Пообещай, что не будешь жаловаться, и мы перестанем тебя бить». А он в ответ: «Если выживу, то пожалуюсь… » Тут еще вопрос: кто там был умалишенный. По крайней мере, те люди, которые его били, — это просто звери. На нем буквально прыгали: у человека все ребра переломаны…

По мнению губернатора, данная ситуация является не единичным случаем, а скорее первым, ставшим известным общественности. Эдуард Матвийчук потребовал от правоохранителей в течение двух недель проверить все учреждения для людей с отклонениями в умственном развитии и психиатрические лечебницы региона. Чиновник уверен: проверять следует дела не только умерших, но и сбежавших пациентов, поскольку насильственную смерть иногда пытаются скрыть, заявляя о побеге.

Как стало известно «ФАКТАМ», судебно-медицинские эксперты пришли к заключению о том, что смерть Юрия Вовченко наступила в результате нанесения ему тяжких телесных повреждений (побоев с особой жестокостью). У мужчины переломаны практически все ребра, серьезно пострадал головной мозг. Возбуждено уголовное дело, задержан один из санитаров интерната — предполагаемый участник избиения.