Во время охоты харьковский бизнесмен застрелил 16-летнего школьника. Милиция возбудила уголовное дело по статье «Убийство по неосторожности», но родители мальчика в трагическую случайность не верят
Смертельная охота происходила неподалеку от села Парасковия Кегичевского района Харьковской области. Хотя в марте любые виды охоты уже запрещены законом, охотники, по данным правоохранителей, в тот день осуществляли санитарный отстрел хищников. На поиски волка отправились 17 человек, среди которых был и 16-летний Саша Петровский. Шальная пуля оборвала жизнь подростка около пяти часов вечера, в субботу, 6 марта, во время третьего загона зверей.
Впервые эта новость появилась в интернете, на одном из основных интернет-ресурсов области — «Харьков-форуме», 9 марта. Несколько часов подряд пользователи активно обсуждали тему о том, что «бригада, которая завалила Кушнарева, снова повторила свой подвиг». Неофициальная информация о трагической охоте в Кегичевском районе, в которой якобы принимали участие высокопоставленные должностные лица, в том числе депутаты и представители областной экологической инспекции, вызвала огромный интерес. Резонансный случай прямо на глазах обрастал огромным количеством слухов. Усугубляло ситуацию и поведение представителей власти, которые в первые три дня после трагедии отмалчивались, абсолютно не комментируя событие. Между тем интернетчики даже выяснили, что в милицейской сводке от 6 марта никакого случая «огнестрельного ранения» или «неосторожного обращения с оружием» зафиксировано не было. И только после того, как на место трагедии выехали журналисты, ситуация начала немного проясняться. Хотя и на сегодняшний день в ней больше вопросов, чем квалифицированных и грамотных ответов.
Погибший десятиклассник Саша Петровский вместе с родителями и братьями жил в маленьком селе Волковка Кегичевского района. Эта деревушка с двумя улицами и несколькими десятками домов есть далеко не на каждой карте Харьковской области. По занесенным снегом безлюдным улицам села, по которым сложно пробираться даже на хорошем транспорте, практически не ходят люди. Редкие прохожие о случившейся в селе трагедии говорят неохотно, тем более что почти все егеря, охотившиеся в ту роковую субботу, — жители Волковки и таких же небольших ближайших сел.
- У нас же здесь нет никакой другой работы, кроме как в охотничьем хозяйстве, — признался местный житель, представившийся Виктором, — поэтому почти все мужчины работают в лесхозе. Сашку знали все егеря, его уже не впервые брали на охоту. Вот и в этот раз вроде бы специально взяли выгонять зверя, а как уж оно там получилось на самом деле — кто его знает.
- Он был хороший парень, — вспоминает соседка Азиза. — Сколько лет прожили рядом, а не могу вспомнить ни одного плохого случая, чтобы он набедокурил или еще что-нибудь сделал, нет, не было такого. Мать, конечно, жалко очень, никому не пожелаешь пережить смерть сына. А что там случилось на той охоте — мы не знаем. Люди разное говорят. Могу только сказать, что у них в семье все охотники — и отец, и старший брат. Вот и Сашка с самого детства по лесам с егерями ходил, так что знал он в наших местах все тропки и ямки.
- Он только этой охотой и жил, — вспоминает отец погибшего Александр Петровский. — Просто бредил ею. С раннего детства с егерями по полям, знал, как правильно зверя загонять, куда можно ходить, где нужно стоять. В тот день мы отпустили сына со спокойным сердцем, потому что с этими мужиками он ходил уже далеко не первый раз. На охоту они вышли утром, мы знали, что все идут на санитарный отстрел волков, были и лицензии, и разрешения. Нам потом сказали, что кто-то из охотничьего хозяйства пригласил с собой то ли товарища, то ли просто знакомого. Все случилось в пять часов вечера, в поле, было достаточно светло, да к тому же на полях еще лежит снег. Говорят, что после третьего загона зверя охоту уже закончили. Весь отряд собрался в одном месте, и Саша, который был последним в цепочке, как раз шел к ним. В это время бизнесмен, мол, перепутал его с волком и сделал выстрел. Да как же можно было в чистом поле перепутать человека со зверем, — сокрушается мужчина. — Ни за что не поверю в это! Говорят, у стрелявшего вроде плохое зрение. Но с 200 метров с плохим зрением попасть в цель Мы потом ездили на то место — веночек поставили, так его видно издалека, а он же маленький А человека? — плачет отец. — Там такое расстояние, что невозможно принять ребенка за волка. Нет, несчастный случай никак не получается, он просто Сашу убил, и все
- Егеря «скорую» сразу же на поле вызвали, но не к сыночку моему, а к тому бизнесмену, — говорит мать убитого ребенка. — Саше, сказали, ничем уже помочь нельзя было, а тому человеку, как он узнал, что натворил, стало плохо с сердцем, вот к нему машина и ехала. А зачем же он тогда на своем месте не стоял, куда его поставили, а пошел дальше, вверх по ручью? Он не должен был туда идти Мой сыночек, говорят, как его увидел, сразу и остановился. Получается, что Саша его увидел и остановился, а тот подумал на ребенка, что это зверь? Он стрельнул, и Бог его знает, куда он стрелял Ему надо было выстрелить, вот и все, а пуля нашла нашего ребенка
По статистике, в Украине на охоте происходит до 40 несчастных случаев в год. Главная причина всех ЧП — нарушение элементарных правил техники безопасности. Первое место в рейтинге несчастных случаев занимает стрельба по неясно видимой цели. На втором — употребление спиртных напитков. У выпившего человека, как известно, снижается внимание и замедляется реакция. На третьем — недисциплинированность и невнимательность. Можно смело говорить о том, что в трагедии возле села Парасковия 48-летний харьковский бизнесмен нарушил все три нормы безопасности. И хотя о том, что в крови стрелявшего был обнаружен алкоголь, сегодня официально не говорит никто, но также никто официально и не опровергает этого факта. При этом любой охотник расскажет вам о святой традиции выпивать хотя бы пятьдесят граммов на «первой крови». Учитывая, что фатальный выстрел прозвучал уже после третьего загона хищников, можно только делать предположения о степени опьянения участников охоты. Кстати, именно поэтому опытные охотники предпочитают ходить на зверя исключительно своей, годами проверенной компанией. Потому что спрогнозировать поведение человека с оружием в руках, у которого в крови адреналин, алкоголь и запах крови, не берется никто.
В Харьковской областной организации охотников и рыболовов происшедшим случаем тоже шокированы. Это и неудивительно — такого рода трагедия всегда вызывает огромное количество вопросов и всевозможных проверок. Уже первые из них выявили целый ряд нарушений, допущенных егерями, организовавшими эту охоту. Председатель правления общества охотников и рыболовов в Харьковской области Александр Авдеев прокомментировал «ФАКТАМ», что, несмотря на проведенный заранее необходимый инструктаж участников, организатор мероприятия все же допустил значительные нарушения.
- Во-первых, все загонщики должны были быть одеты в жилетки ярко-оранжевого цвета, — уточнил Александр Сергеевич, — чтобы выделяться на фоне снега или даже в лесу. К сожалению, этого сделано не было. Во-вторых, стрелявший охотник был поставлен на свое место, но оно ему почему-то не понравилось. Как он сам говорит, захотелось большего обзора. Переходя на другое место, он и заметил там Сашу, а потом, приняв его за зверя, сделал выстрел. Если бы харьковчанин стоял на своем номере и никуда не сходил, то молодого загонщика, скорее всего, он бы даже и не увидел.
Вообще, согласно охотничьему уставу, бизнесмен не должен был стрелять по неясно видимой цели. Тем более из нарезного карабина, которым он был вооружен.
Оружие — нарезной охотничий карабин «Сайга» без оптического прицела, калибра 7,62, из которого была выпущена смертоносная пуля, — официально зарегистрировано в разрешительной системе МВД на самого стрелявшего. Однако в Украине охота с нарезным оружием запрещена по закону. А с охотничьим карабином «Сайга» можно охотиться только в индивидуальном порядке, с обязательным присутствием опытных егерей. Почему с таким оружием проводился санитарный отстрел, да еще в присутствии несовершеннолетнего? Вот еще один вопрос, на который пока так никто и не смог или не захотел дать ответ.
Расследованием несчастного случая занимается Кегичевский райотдел милиции. Официальная версия следствия на данный момент такова: «6 марта в 18. 20 в Кегичевский райотдел милиции поступило заявление егеря Кегичевской районной организации Украинского общества охотников и рыболовов о несчастном случае на охоте. Егерь сообщил, что в результате ошибочного выстрела охотника погиб ученик 10-го класса местной школы.
В ходе проверки было установлено, что 6 марта группа охотников из 17 человек проводила санитарный отстрел хищников на территории района. Отстрел проводился в соответствии со справкой, выданной на имя егеря. Во время санитарного отстрела 48-летний охотник, житель Харькова, в результате ошибки произвел выстрел из карабина «Сайга» в бок кустов на расстоянии 200 метров, в которых находился другой охотник — 16-летний житель села Волковка.
В результате выстрела пострадавший от сквозного ранения в верхнюю левую часть грудной клетки умер на месте происшествия. Установлено, что стрелявший — владелец охотничьего нарезного карабина «Сайга» калибра 7,62, имеет выданное милицией разрешение на право ношения и хранения данного оружия. В настоящее время карабин изъят. Следственным отделом возбуждено уголовное дело по статье «Убийство по неосторожности». Подозреваемый находится на подписке о невыезде».
Сашу похоронили 8 марта. В мамин праздник. И в день рождения его отца. Проводить мальчика собрались два села. Провести независимое расследование о гибели ребенка родителям обещали и в прокуратуре, и в милиции. Собственное разбирательство собирается провести общество охотников и рыболовов. Но почему-то слабо верится в то, что родители погибшего школьника получат хоть какую-нибудь компенсацию за жизнь сына, а убивший его мужчина понесет наказание. Как это случалось уже, к сожалению, не раз
P. S. Наиболее известной жертвой охотников в Харьковской области в январе 2007 года стал народный депутат Евгений Кушнарев. Через два с половиной года после гибели экс-губернатора Верховный суд Украины полностью амнистировал Дмитрия Завального, который тоже обвинялся в убийстве по неосторожности.