Інтерв'ю

Эдуард Успенский: «Уже много лет Чебурашка пребывает в эпицентре судебных споров. И этим разборкам нет ни конца ни края»

0:00 — 28 серпня 2010 eye 478

Посетив киевскую Международную книжную выставку, известный российский писатель рассказал «ФАКТАМ» о бизнесе крокодила Гены и многотрудной судьбе Чебурашки

На интервью к Эдуарду Успенскому, создателю легендарных образов — Чебурашки, крокодила Гены, старухи Шапокляк, кота Матроскина, почтальона Печкина, — журналисты выстроились в очередь. Однако писатель, выглядевший очень уставшим, согласился ответить лишь на несколько «литературных» вопросов.

«Крокодил Гена никакой не миллионер. Как был бедным, так и остался»

- Эдуард Николаевич, в вашей жизни и творчестве случались мистические совпадения?

- Нет, — говорит Эдуард Успенский.  — Я по образованию инженер и таких понятий, как мистика и телепатия, для меня не существует. К слову, вдохновения тоже.

- После выхода книги «Бизнес крокодила Гены» вашего героя многие ассоциируют с прообразом капиталиста и миллионера…

- Я не знаю, у кого этот персонаж вызывает такие ассоциации. Он как был бедным крокодилом, так и остался. Просто лет 15 назад, когда у меня было собственное издательство, а в стране раздор, я решил издать веселые детские учебники и выпустил их довольно много. Гриша Остер написал учебник по математике, еще несколько авторов — пособия по программированию, по грамматике, по правам человека. А я — учебник по бизнесу в соавторстве с американской бизнесвумен Инной Агрон. В нем ребята могли познакомиться с понятиями «банковский счет», «кредитная карта», «акции», «биржа»… Подобного пособия в те времена не существовало.

По сюжету крокодил Гена лежал в зоопарке на солнышке у бассейна много лет, ему бросали туда, в бассейн, денежки.

«Так вот он лежал около десяти лет. Лежал и становился все знаменитее и знаменитее. И все больше людей приходило на него посмотреть. И каждый, кто приходил, бросал на дно бассейна монетку, чтобы обязательно вернуться в это потрясающее место.

Однажды Чебурашка написал на картонке маленький плакатик: «ПРОСЬБА МЕДНЫЕ МОНЕТКИ НЕ БРОСАТЬ — ОТ НИХ ПОРТИТСЯ ВОДА». И все стали бросать… доллары, фунты, рубли, марки, динары… К концу пятилетки у Гены набралась порядочная сумма: ровно пять тысяч долларов. И перед Геной во всю ширь встал вопрос: что с этими деньгами делать?»

Вот, пожалуй, и все его миллионерство.

- Очень прикольная книга. Чего только стоит, к примеру, описание страховой компании «Титаник»: «Страховая компания «Титаник» была создана недавно и страхует в основном недвижимость от пожара и наводнения. Пожары в Простоквашинске (здесь происходит действие.  — Авт. ) еще бывают. А вот наводнения не было ни разу»…

- На самом деле эта книга помогла очень многим людям войти в бизнес.

- Кто из ваших героев принес вам наибольшие дивиденды?

- Персонаж приносит прибыль, если становится брендом. Но доход отнюдь не постоянный: сегодня больше, завтра меньше или вообще нет.

- Ваш Чебурашка до сих пор пребывает в эпицентре судебных споров?

- Да, да, да! Авторство многие годы оспаривают художники, разбираются композиторы. И нет этим разборкам ни конца ни края.

«Чебурашка из шиншиллы — это варварство!»

- Читала, что вы якобы судились за несанкционированное использование созданного вами бренда «Чебурашка» с кондитерской фабрикой, которая назвала в честь вашего героя конфеты…

- Суда не было. Но разбирательство имело место. Они, не спросив меня, стали выпускать конфеты. Я тогда заявил, что обращусь к детям всей страны не покупать продукцию людей, которые своих идей не имеют, а воруют чужие. И таки обратился через журнал «Огонек» к своим юным читателям. На фабрике испугались, написали мне письмо: «Эдуард Николаевич, прекращаем выпуск конфет «Чебурашка».

Впервые мне удалось доказать, что автор тоже что-то значит. Придумать героя и раскрутить его не так просто, как кажется на первый взгляд.

- Слышала историю, что один рублевский олигарх заказал дизайнеру для своего ребенка Чебурашку… из шиншиллы.

- Это варварство!

- Над чем вы сейчас работаете?

- Это вопрос, на который я НИКОГДА не буду отвечать.