В Харьковском аэропорту торжественно открыт первый в истории независимой Украины современный терминал европейского уровня, готовый принимать гостей Евро–2012
Новый терминал Харьковского аэропорта для нашей страны не просто первый, а трижды первый. Подумать только, но последний областной аэровокзал в Украине открыли еще в середине восьмидесятых годов прошлого века! Поэтому новый харьковский терминал может по праву считаться первым в истории нашей независимости. Кроме того, впервые терминал аэропорта был полностью построен за средства частного инвестора — крупного украинского бизнесмена Александра Ярославского, вложившего в строительство 55 миллионов долларов. И, наконец, харьковский терминал — первый сданный ключевой транспортный объект в программе подготовки Украины к Евро-2012. Журналисты «ФАКТОВ» побывали на открытии аэровокзала и стали первыми его пассажирами.
Посадка в аэропорту Харькова теперь ничем не отличается от прибытия в любой крупный европейский город. Пока самолет катится по полосе, мы наблюдаем в иллюминаторы почти полностью стеклянную громадину терминала. Неподалеку, среди красивых елей, — прежний аэровокзал, постройки сталинских времен. О каких-то сравнениях тут даже речь не идет. Кажется, кто-то шутки ради поставил рядом первый «Москвич» и едва выехавший из автосалона роскошный «Мерседес» представительского класса.
На церемонию открытия терминала прибыл Президент Украины Виктор Янукович. Выступая перед собравшимися на площади у аэропорта харьковчанами, глава государства подчеркнул, насколько важным для Востока Украины является создание современных «воздушных ворот», обладающих возможностью пропускать большое количества пассажиров.
- Этот терминал — символ начала развития этого чрезвычайно интересного региона Украины — Слобожанщины. 433 миллиона гривен — это фактически средства частной инвестиционной компании во главе с Александром Ярославским. Это пример того, каким образом мы можем развивать наше государство, — сказал Виктор Янукович.
Не скрывал своих эмоций от увиденного и директор Евро-2012 Мартин Каллен. «Очень хорошо, — заявил он, — что все сделано своевременно, обещания осуществляются, и это прекрасно, что открыт новый терминал. Я думаю, что это очень хороший аэропорт и он изменит жизнь города. В Харьков будет прибывать много людей, и это здорово».
Главный виновник торжества президент группы DCH, генеральный инвестор и координатор подготовки Харькова к Евро-2012 Александр Ярославский начал свое выступление перед журналистами со слов благодарности.
- Мне хочется, — сказал Александр Владиленович, — поблагодарить всех, кто принял участие в сегодняшнем событии, — нашего Президента Виктора Януковича, Бориса Викторовича Колесникова, Михаила Марковича Добкина, харьковчан, гостей города. Я надеюсь, что этот терминал станет для всех нас родным. Со своей стороны мы сделали все возможное, чтобы он появился, вложили в него всю свою душу. Отдельное спасибо хочу сказать нашим харьковским строителям. Практически за неполные два года они на пустыре построили терминал европейского класса. Причем сделали все за два месяца до запланированного срока.
Александр Ярославский, вложивший в подготовку Харькова к Евро-2012 более двух миллиардов гривен, как всегда говорил не о себе, а о других. Хотя все, кто хоть немного знал о процессе создания терминала изнутри, понимали, что без железной воли этого человека, потрясающей работоспособности и ежедневного контроля над всеми происходящими в аэропорту работами создание такого грандиозного объекта, даже при наличии у государства необходимых средств, было бы вряд ли возможным. Как, впрочем, были бы вряд ли осуществимы и реконструкция харьковского стадиона «Металлист», строительство Детской футбольной академии и полная перестройка тренировочной базы футбольного клуба «Металлист», где во время турнира будет жить одна из сборных-участниц.
Внутри терминал произвел на нас даже более сильное впечатление, чем снаружи. Поразило обилие света и свободного пространства, великолепное качество с большим вкусом подобранной отделки, продуманность планировки вплоть до малейших деталей. Представители аэропорта пояснили, что в проектировании здания терминала принимала участие известная немецкая компания, имеющая опыт создания более десятка подобных объектов в Европе. Одна из последних работ немцев — новый терминал лондонского аэропорта Хитроу. А вот доведением проекта до конца, а также всеми строительными работами занимались уже харьковские специалисты. В этом смысле проект сослужил Харькову двойную службу — кроме нового терминала, местная строительная отрасль получила множество рабочих мест, а также бесценный опыт в возведении объектов такого класса.
Техническая «начинка» аэропорта, по словам руководителей строительства, также отвечает самому высокому мировому уровню. К примеру, систему обработки багажа производительностью 960 единиц в час для международных и 600 единиц в час для внутренних рейсов харьковчане закупили у мирового лидера в этой сфере компании Vanderlande Industries. В терминале установлена швейцарская, наиболее современная из существующих систем управления пассажиро- и грузопотоком. Впрочем, в одном харьковчане даже превзошли своих зарубежных коллег. Потолок терминала для красоты было решено зашить очень стильным подвесным потолком, что даже в самых современных западных аэропортах встречается довольно редко.
Новая полоса строится рядом с уже существующей. Таким образом, аэропорт во время реконструкции его аэродромной части продолжит работать, что избавит город от серьезных неудобств. Кроме того, старая полоса понадобится в момент проведения матчей Евро-2012, когда в течение пяти-шести часов Харькову нужно будет принять и разместить порядка 25 тысяч пассажиров, а это 100-120 самолетов.
Среди стоящих на повестке дня задач есть и возведение еще одного временного терминала. Во время чемпионата Европы по футболу его используют для увеличения пропускной способности аэропорта, а затем постройка будет служить в качестве ангара. Не забудут в Харькове и о инфраструктуре возле стадиона. Это касается как паркинга у терминала, так и подъездных путей к аэропорту.
Процесс реконструкции затронет и старый терминал. Сохранение исторического наследия первой столицы Украины уже стало одной из отличительных черт всех проектов Александра Ярославского. Так было во время строительства стадиона «Металлист», когда была сохранена и реставриро-вана историческая ротонда. Так, по словам генерального инвестора, произошло и в случае с прежним терминалом, знаменитым своими росписями в зале ожидания.
- Как только будет полностью запущен новый терминал, мы начнем реконструкцию старого, — заявил Александр Ярославский. — Обойдется она примерно в пять-шесть миллионов долларов. Это будет уникальный объект. Мы сохраним стилистику исторического здания, построенного еще в сталинские времена. Однако проведем его модернизацию.
Половину здания, по словам Александра Ярославского, займет зал для ViP-персон, а в другой разместится некогда уже существовавший здесь ресторан в винтажном стиле.
За счет открытия нового терминала Харьковский аэропорт не только сможет как минимум вчетверо увеличить число пассажиров, но и будет способен предложить путешественникам европейский сервис. Появление новой взлетно-посадочной полосы сделает приземление в Харьковском аэропорту более комфортным и безопасным. Харьковчане уверены, что все эти факторы не смогут не привлечь в Харьков международные авиакомпании.
- Сейчас из Харькова можно добраться всего в несколько городов — Вену, Москву, Тбилиси, Ереван, — рассказал журналистам Александр Ярославский. — Но уже в ближайшее время мы планируем открыть рейсы по наиболее популярным у харьковчан маршрутам — в Италию, Германию, Стамбул.
По словам руководителей аэропорта, переговоры о новых рейсах ведутся не только с представителями крупных компаний типа Lufthansa, но и с так называемыми лоукост авиаперевозчиками вроде Wizzair, ведь именно они способны дать сильный толчок развитию массовых авиаперевозок в регионе.
Вечером по случаю открытия нового терминала Александр Ярославский устроил грандиозный концерт, длившийся почти семь часов кряду и закончившийся потрясающим фейерверком! На площади перед аэропортом собрались десятки тысяч харьковчан. Подсчитать точное количество было невозможно, потому что из-за проливного дождя и сильнейшей грозы часть людей не посмотрела концерт целиком. Многие из них увидели новый терминал впервые и были искренне изумлены столь потрясающему подарку. По словам специалистов, первую прибыль терминал принесет не скоро. По самым оптимистическим прогнозам, инвестиции смогут окупиться лишь через 15-17, а то и через 20 лет эксплуатации. Для сравнения: открывая в крупных городах торговые центры, бизнесмены возвращают вложенные средства в течение всего нескольких лет.
Александр Ярославский на вопрос о причинах, побудивших его на столь странную с точки зрения окупаемости инвестицию, отвечает философски: «Не все в жизни измеряется только деньгами. Когда я увидел, с какой радостью харьковчане встречают новый терминал, как они гордятся своим городом, первым в Украине получившим «воздушные ворота» мирового класса, то понял, что этот терминал для меня, считайте, уже окупился».