Раритетная английская пожарная машина, участвующая в автопробеге из Лондона в Улан-Батор, успешно справилась с огнем в донецкой степи
Пожарная машина, произведенная в Англии в 1953 году, — участница ежегодного Монгольского ралли — вот уже две недели вынуждена находиться в Донецке. Хозяин и водитель авто, 21-летний студент Джонатан Чокси, оказался в незнакомой стране, языка и законов которой он не знает.
Монгольское ралли впервые стартовало в 2004 году. Это ежегодное благотворительное мероприятие, в ходе которого команды автомобилистов преодолевают путь от Лондона до Улан-Батора. В нынешнем ралли участвуют более 400 авто. Большинство из них легковые, но в этом году впервые привлекли и крупные машины — пожарные и кареты скорой помощи. После финиша их запланировали подарить монгольскому народу. Именно эти автомобили не пропустили через границу российские таможенники. Другие участники автопробега, остановленные на границе, отправились обратно в Англию, а Чокси решил дождаться в Донецке разрешения на транзит и продолжить путь.
— Мы с другими командами стартовали с юга Англии, пересекли семь стран (Францию, Бельгию, Германию, Чехию, Словакию, Румынию, Молдову), преодолев несколько тысяч километров, и добрались до Украины, — рассказывает «ФАКТАМ» Джонатан. — Благополучно миновали Мариуполь Донецкой области, переехали украинскую границу. Однако на русской таможне нам сказали, что на машину не хватает документов.
С юным англичанином мне удалось пообщаться благодаря его новым украинским друзьям, пришедшим парню на выручку. Эта помощь появилась неожиданно и как нельзя кстати. Будущий инженер-машиностроитель Джонатан случайно познакомился с коллегой — студентом машиностроительного факультета Донецкого национального технического университета Матиасом Улеманном, уроженцем Германии. Матиас, владеющий английским языком, узнал о проблемах Джонатана, приютил его у себя и познакомил со своими друзьями: механиком Виктором Зайцевым и заместителем директора по неясным вопросам (именно так называется должность. — Авт. ) экстрим-центра «Вертикаль» Вадимом Моисеенко.
— Чтобы провести пожарную машину через территорию России, нужны документы, гарантирующие, что автомобиль пройдет транзитом — не останется в этой стране и не будет там продан, — объясняет Вадим Моисеенко. — К тому же, как выяснилось, виза Джонатана в Российскую Федерацию на тот момент еще не была открыта. Разумеется, парень, не владеющий русским языком, не смог понять, чего от него хотят таможенники. Я сам с трудом разобрался в этом запутанном вопросе. Но что поделаешь? Должность у меня такая — решать неясные вопросы. Дважды я уже съездил в Россию, и наконец-то нам пообещали, что необходимые документы будут готовы через неделю.
Вадим Моисеенко и Виктор Зайцев, а также их друг-телеоператор намерены присоединиться к Джонатану и преодолеть оставшиеся семь тысяч километров до Улан-Батора, чтобы там подарить британскую машину монгольским пожарным. Матиас вынужден остаться в Донецке, ведь первого сентября начались занятия в университете.
По словам механика Виктора Зайцева, несмотря на свой возраст, пожарная машина находится в отличном состоянии и «еще лет 50 прослужит, если за ней как следует ухаживать».
— Я купил автомобиль за тысячу евро специально для монгольских пожарных, — демонстрирует свое приобретение Джонатан Чокси. — Монголия — это жаркая сухая страна, там случается множество возгораний. В Улан-Баторе есть пожарные машины, но за городом, где плохие дороги, их мало. Мой внедорожник, думаю, будет там полезен.
По словам собеседника, машина рассчитана на экипаж из пяти человек, трое из них могут одновременно тушить огонь. Она вмещает две тысячи литров воды. Пока, чтобы автомобиль зря не простаивал, новые участники пробега намерены поработать пожарной командой: выезжать в дозор по окрестностям и тушить стерню, которую часто поджигают фермеры, игнорируя самые строгие запреты.
— Пока мы не отправились в Монголию, будем бороться с пожарами здесь, — рассказывает Вадим Моисеенко. — Нам уже представился случай испытать машину Джонатана: проезжая по Тельмановскому району Донетчины, мы увидели в поле огонь и успешно его потушили.
На днях к Джонатану присоединилась еще одна «пожарная команда» — четверо участников Монгольского ралли на пожарной машине 1990 года выпуска прибыли в Донецк после безуспешных попыток преодолеть российскую границу. Экстрим-центр «Вертикаль» предоставил британцам бесплатные парковку и жилье — они поселились дома у Вадима Моисеенко. Участники автопробега расстроены: от Монголии их отделяют лишь две страны, но добиться разрешения на транзит от главного офиса таможенной службы в Москве все никак не удается.
— Шесть дней мы простояли на нейтральной полосе границы с Россией, хотя перед началом экспедиции я лично обзванивал таможенные службы всех стран, чтобы узнать, какие документы нужны для проезда, — жалуется участник ралли Стивен Смит. — Мне ответили, что для частного автомобиля ничего дополнительно не требуется.
По словам Стивена, на границе таможенники заявили, что пропустят эти «подранные автоцистерны», если участники ралли оставят за каждую машину залог — 50 тысяч евро, который обещали вернуть при выезде из России. Это якобы послужит гарантией, что авто не будут проданы на российской территории. Таких денег у студентов нет.