Спорт

Юрий Зевин, отец и тренер юной олимпийской чемпионки по плаванию Дарьи Зевиной: «Не называйте мою дочь второй Клочковой. В спорте надо быть только первой — наглой, упорной и не иметь авторитетов»

0:00 — 3 вересня 2010 eye 3217

На Играх в Сингапуре киевлянка Дарья Зевина, которой позавчера исполнилось 16 лет, принесла Украине первое «золото»

Триумфально завершила первые в истории юношеские Олимпийские игры украинская сборная, занявшая третье место в зачете среди 205 команд. Из Сингапура наши спортсмены привезли

10 золотых, 9 серебряных и 16 бронзовых медалей. Первую награду высшей пробы в копилку украинской команды положила киевлянка Дарья Зевина. На Играх-2010 талантливая спортсменка завоевала полный комплект медалей (»золото», «серебро» и «бронзу») в плавании на спине. Что и говорить, отличный подарок сделала спортсменка себе и родителям (а по совместительству и тренерам) к своему дню рождения: первого сентября Даше Зевиной исполнилось 16 лет.

«Старалась ходить в столовую без папы, чтобы он не видел, как я налегаю на пироги»

Второй родной дом для Дарьи Зевиной — столичный бассейн «Юность» на Печерске, где работают ее родители, известные в прошлом пловцы. Отец Даши, Юрий Зевин, — директор спорткомплекса, а мама, Светлана Зевина, — начальник команды сборной Украины по плаванию. Даша, можно сказать, выросла в бассейне. В пять лет родители научили дочку плавать — сначала для здоровья. А когда через пару лет Юрий Зевин увидел, с каким удовольствием и старанием тренируется Даша, то взялся за дочку всерьез. Первый крупный успех пришел к Дарье Зевиной в 2009 году, когда она — младшая участница юношеского первенства в Праге — выиграла две золотые и серебряную медали, побив рекорд Европы 15-летней давности.

После возвращения из Сингапура Дарья Зевина вместе с остальными нашими призерами юношеской Олимпиады побывала на приеме у Президента Украины. Но даже такое неординарное событие не стало для Даши поводом пропустить в тот день тренировку. «ФАКТЫ» побеседовали со спортсменкой и ее отцом в бассейне, когда они возвратились из Администрации Президента.

 — Даша, как прошло торжественное мероприятие?

 — Ой, было так интересно! Я первый раз увидела Виктора Януковича вживую. Нас посадили за круглый стол, сказали, какие мы все молодцы. Президент вручил каждому медалисту Игр очень красивые часы с гравировкой. Я их маме подарю.

 — Ты не носишь часов?

 — Да нет, ношу. Только мне больше нравятся детские часики: со слониками там разными, собачками, кошечками (смеется).

 — Долго добирались до Сингапура?

 — Два часа мы летели до Франкфурта. Там ждали шесть часов. Потом двенадцать часов летели до Сингапура. Тренеры посоветовали нам не спать в самолете. Это ТАК тяжело! Места себе не находили, не знали, чем заняться. Когда просто сидеть уже не было сил, собирались со спортсменами возле туалета, разговаривали.

Мы прилетели в Сингапур за пять дней до соревнований, но все равно не смогли акклиматизироваться. Ходили, как сонные мухи. После завершения соревнований мы с ребятами старались жить по нашему времени: ложились спать в четыре часа ночи, вставали в два часа дня. Чтобы легче было вернуться дома к привычному режиму.

Когда вышли из аэропорта в Сингапуре, сразу все взмокли. Ужас, какая влажность! В олимпийской деревне не было удобств в номерах. Только на этаже. Причем женских туалетов много, а мужских только два — на первом и четвертом этажах. Так наши мальчики «позанимали» некоторые женские туалеты, чтобы не ходить далеко. Повесили бумажку с буквой М — и все! (хохочет).

 — Кормили вкусно?

 — Очень. В столовой было много национальных блюд, были и вегетарианские. Мне понравилась рисовая лапша с грибочками и курочкой. Еще я налегала на пироги. Там такие вкусные сладости были! Ням-ням! Пока плавала, лишние калории сжигались быстро. А когда уже закончились соревнования, то даже поправилась. Мне же нельзя много сладкого. Я могу только посмотреть на пирожное — и уже плюс пять килограммов. Папа ругает меня постоянно. Увидит, что кушаю пирог: «А ну выбрось!» Я ною: «У-у-у, хочу-у-у!» Поэтому и старалась ходить в столовую без папы, чтобы он не видел, как нарушаю режим.

«Когда получала «бронзу», уговаривала себя: «Пожалуйста, Даша, не плакать, не плакать». Но не сдержалась»

 — Были предчувствия, что выиграешь в Сингапуре сразу три медали?

 — Сначала хотела попасть хотя бы в финалы. А когда перед соревнованиями вывесили рейтинги моих соперниц, поняла, что ничего страшного нет. Появилась надежда попасть в «призы». Перед первым финалом — на дистанции 100 метров на спине — совершенно не волновалась. Спала как убитая. Папа перед стартом сказал: «Плыви, как можешь. Только быстро». Вот и все. После финиша посмотрела на табло — и не поверила, что выиграла. Поняла, что стала чемпионкой, когда меня показали на телеэкране.

Я вырвала победу с преимуществом в 46 сотых секунды. Сколько это? Ну как моргнуть. Или хлопнуть вот так в ладоши (показывает, быстро хлопнув рука об руку). Люди думают: ну что тут такого — улучшить результат на сотые доли? На самом деле это много. Спортсмены могут всю жизнь плавать, чтобы пару секунд сбросить.

 — А почему ты плакала, когда тебя награждали «бронзой»?

 — Я расстроилась, что плохо проплыла двухсотметровку. Надеялась, получится быстрее. Так сама же виновата! Неправильно дистанцию «разложила». Не так надо было плыть. Когда стояла на пьедестале, уговаривала себя: «Пожалуйста, Даша, не плакать, не плакать». Но не сдержалась.

 — Смотрю, у тебя ногти на руках разукрашены в желтый и голубой цвета. Подсмотрела у кого-то такой маникюр?

 — Сама придумала. Я так начала красить ногти еще с первых моих международных соревнований. Это были европейские Олимпийские детские дни.

 — Тренер похвалил тебя за хорошее выступление в Сингапуре?

 — Не-а, он может меня и похвалить, когда надо. А когда не надо — зачем? Папа просто поздравил меня с окончанием сезона.

«Спорт — это тяжелый, адский труд, и психика ребенка не всегда выдерживает нагрузки»

В это время в кабинет, где мы беседовали с Дарьей Зевиной, зашел его хозяин, Юрий Зевин. Он молча посмотрел на часы. Даша извинилась, сказав, что ей пора на тренировку, и беспрекословно пошла в точно назначенное время наматывать километры в бассейне.

 — Перед первым финалом дочки на Играх, небось, не одну пачку сигарет выкурили? — продолжила я беседу с отцом спортсменки.

 — Да, я действительно много курю, когда нервничаю. Но дело в том, что на территории олимпийской деревни было запрещено курить. За нарушение — штраф пять тысяч долларов. Если же таких денег у провинившегося нет, то бьют палками. Да-да, таков закон. Так что пришлось терпеть, не хотелось получить палками (улыбается). Хотя, если честно, покуривал тайком. Ну не по две пачки, а по одной сигаретке. Спорт — это же постоянный стресс. Спортсмены все время находятся в неестественном состоянии. Тренеры точно такие же сумасшедшие, как и спортсмены. А если твоя подопечная — еще и дочка!.. Переживаю за нее, поэтому и курю много.

 — Не жалко было отдавать дочку в спорт?

 — Мы с женой не планировали никаких профессиональных занятий с Дашей. Сначала хотели, чтобы ребенок просто научился держаться на воде. Потом уже все чаще начал обращать внимание, что дочка очень юркая в воде, хорошо «лежит», ноги держит. В шесть лет Даша уже начала регулярно тренироваться: ходила два-три раза в неделю в группу Валерии Георгиевны Золотаревской — одного из самых опытных в Украине детских тренеров. Она-то первой и стала говорить нам с женой: с Дашей надо серьезно тренироваться, пропадает талант.

Вот ведь как интересно в нашей семье сложилось. После завершения спортивной карьеры — в начале 90-х годов — я ушел в бизнес. Тренером становиться не собирался. Но когда уже стало очевидно, что Даша имеет способности к плаванию, это стало причиной того, что я снова вернулся в спорт. Из бизнеса ушел, стал директором «Юности», а по совместительству тренером. Получилось, что из-за Даши мы с супругой опять вернулись в профессиональное плавание.

 — Вы строгий тренер?

 — Спуску Дарье лишь потому, что она моя дочь, не даю. Отношусь к ней еще жестче, чем к другим спортсменам моей группы. В бассейне я для нее ТОЛЬКО тренер. На тренировках и сборах Даша называет меня исключительно по имени-отчеству — Юрий Михайлович. Кричу ли на нее? Да. Сколько слез было пролито дочкой на тренировках! А что делать? Спорт — это тяжелый, адский труд, и психика ребенка не всегда выдерживает нагрузки. Но результат достигается только кровью, потом и слезами.

 — Не боитесь, что перегнете палку и в один прекрасный момент дочь заявит: спорт ей надоел?

 — Главное между тренером и спортсменом — искренность и честность в отношениях. Я горжусь, что у нас с Дашей доверительные отношения. На этом строится залог успехов в плавании. Я объяснил дочери, что спорт — добровольные занятия. Хочешь чего-то добиться — надо выполнять определенные требования. Если нет, тогда давай будем заниматься музыкой, танцами, в школу ходить регулярно.

 — Ставите в пример дочери Яну Клочкову?

 — Я хочу, чтобы у Даши не было никаких идолов, кумиров в спорте. Мне в последнее время часто задают вопрос: станет ли Даша второй Клочковой? Да никакая она не вторая Яна Клочкова! В спорте надо быть только первой! Зачем быть второй Клочковой? Лучше быть первой Зевиной. А как оно будет, жизнь покажет.

У спортсмена не должно быть боязни и преклонения перед авторитетными соперниками на плавательной дорожке. Это залог успеха победителя. Победители должны быть наглыми. Потому что первое место на пьедестале только одно. И если ты локтями, зубами его не выдерешь, не будешь кусаться и царапаться, тебя туда никто не пустит.