Життєві історії

«В таком поединке действовать нужно было наверняка: или она нас, или мы ее»

0:00 — 7 вересня 2010 eye 450

Трое жителей хутора в Донецкой области практически голыми руками убили волчицу

Смельчаки, спасшие село от дикого зверя, а также ветеринар, отвозивший тушу в лабораторию, теперь вынуждены лежать в больнице — волчица оказалась бешеной. А в селе после случившегося объявлен карантин.

«Я прыгнул на волчицу и, навалившись на нее всем телом, прижал к земле»

 — Она была примерно вот такого роста, — Николай Бондаренко, житель хутора Мирное (возле села Ульяновка Красноармейского района Донецкой области), поднимает руку на метр от пола.  — Убить-то мы волчицу убили, зато теперь лежим в стационаре. И откуда только она взялась у нас прямо на День шахтера?! А ведь это мой профессиональный праздник…  — сетует горняк, который еще две недели проведет на больничной койке.

С 30 августа в центральной районной больнице города Красноармейска находится вся компания односельчан, победивших волка, — 46-летний Николай Бондаренко вместе с 14-летним сыном Сашей и 24-летним племянником Денисом Дубасем, а также сельский ветеринар — 25-летний Александр Бульбан, который отвозил убитое животное в лабораторию. Саше Бондаренко зверь поцарапал ладонь, а его двоюродному брату Денису — живот. Сашиного отца и ветеринара волчица не тронула, но оба все же контактировали с животным. У ветеринара были ссадины на руках. И хотя с тушей убитой волчицы он работал в резиновых перчатках, врачи велели ему перестраховаться и пройти курс профилактического лечения от бешенства. Ну а Николаю Бондаренко порекомендовали профилактику из-за того, что у шахтеров-проходчиков, как правило, много микротрещин на руках, а это входные ворота для любой инфекции…

В ночь на 30 августа сын Николая Саша засиделся в саду у дома с двоюродным братом Денисом. Был уже третий час ночи, когда подросток услышал шорох у себя за спиной.

 — Подумал сначала, что это собака, — вспоминает 14-летний Саша.  — На всякий случай посветил фонариком вниз и в луче света увидел раскрытую волчью пасть.

В ту же секунду волчица прыгнула на мальчишку, но Денис бросился наперерез зверю.

 — Я с размаху дал ей кулаком по морде, — говорит Денис Дубась.  — Она упала к винограднику, но снова поднялась. Тогда я прыгнул на волчицу и, навалившись на нее всем телом, прижал к земле. Зажал ногами, а руками схватил за горло и стал душить. Она брыкалась, царапалась, — собеседник демонстрирует следы волчьих когтей на животе.  — Потом на улицу выскочил дядя Коля, и мы уже вместе стали ее добивать…

Убить волчицу, у которой из-за болезни притупился инстинкт самосохранения, оказалось делом нелегким.

 — Шкура у нее была такая толстая, что железным прутом не могли пробить ее, — рассказывает Николай Бондаренко.  — Даже когда из волчьей головы потекла кровь, волчица продолжала дергаться…

В то время как племянник Денис мертвой хваткой держал хищницу за горло, дядя Коля пытался добить ее молотком. Но лесная гостья продолжала дышать. От острых когтей волчицы у Дениса остались отметины на животе. К счастью, неглубокие.

 — Даже когда она вроде как затихла, я все равно не мог успокоиться — боялся, что мы отойдем от нее, а она опять подскочит, — говорит Николай Бондаренко.  — В таком поединке действовать нужно было наверняка: или она нас, или мы ее. И до конца. Поэтому я велел сыну притащить веревку. Мы накинули волчице петлю на шею и подвесили на яблоне. Оттуда она уж точно никуда не могла уйти.

«Всю жизнь здесь живу, но до той ночи волка видел только по телевизору»

- Вообще-то, я уже спал и никакой возни во дворе не слышал, как вдруг меня будто что-то подбросило. Я поднялся с постели и пошел во двор, а там ребята уже боролись с волчицей, — вспоминает Николай Бондаренко.  — Благо мой племянник был рядом с Сашей и не растерялся, а то не знаю, чем могла закончиться эта встреча со зверем для моего сына.

Жену горняка Марину мужчины разбудили, только когда все было кончено, — чтобы она обработала им раны. «Волк поцарапал?» — спросонья спросила женщина. Дом Бондаренко — второй от лесополосы, а за ним осталось лишь несколько брошенных хат. Однако соседство с лесочком хуторян никогда не беспокоило.

 — Нашу посадку лесом, в общем-то, и не назовешь, — рассуждает Николай Бондаренко.  — Ну, иной раз по ней пробегут ежик, заяц, лиса. Но чтобы волк?! Я здесь всю жизнь живу и до той ночи видел волка только по телевизору.

Волков в окрестностях Ульяновки никто никогда не видел. Поэтому такое происшествие не на шутку всполошило всю округу. Особенно руководство местного сельхозпредприятия, в котором есть коровник и свиноферма…

 — На рассвете, когда соседка гнала мимо нашего двора корову на пастбище, я позвал ее: «Николаевна, иди посмотри, какого зверя мы тут поймали», — вспоминает Николай Бондаренко.

Соседка, которую мужчины попросили сообщить о волчице в сельсовет и руководству агрофирмы, конечно, была шокирована видом волчицы, подвешенной на яблоне.

 — Буквально через час у нас во дворе собрались и председатель сельсовета, и ветврач, и руководство агрофирмы, — рассказывает Николай.  — А уже после обеда нам сказали собираться в больницу.

Пациентов забрали на профилактическое лечение, но вскоре лабораторные исследования показали, что волчица была больна бешенством. Теперь отважным «волкодавам» и ветеринару придется пройти полный курс вакцинации: антирабическую вакцину пациенты, контактировавшие с бешеным животным, продолжают получать и после выписки из больницы. Кроме того, курс лечения предполагает соблюдение соответствующего режима: человек должен избегать тяжелых нагрузок, полностью отказаться от алкоголя.

И на хуторе Мирное, и в селе Ульяновка объявлен карантин: всех бродячих животных уничтожают, а домашних животных внепланово прививают против бешенства.

 — Такие чрезвычайные меры здесь принимают впервые за последние 30 лет,- говорит председатель Ульяновского сельсовета Лариса Рой, которая когда-то работала фельдшером.  — Во дворе Бондаренко провели дезинфекцию, всех селян (а это более 300 дворов) уведомили о том, что произошло, и сейчас проводим вакцинацию домашних животных. Люди серьезно отнеслись к карантинным мероприятиям — все знают, что бешенство смертельно и для животного, и для человека. Двухсот доз вакцины Ульяновке не хватило: люди несут на прививку всю свою живность — собак, кошек и даже котят. Крупный скот в селе прививали по плану еще весной, так что коровам и свиньям пока ничего не угрожает.

 — Наши пациенты, контактировавшие с бешеной волчицей, чувствуют себя хорошо, — сообщил лечащий врач Николай Бессарабов, хирург Красноармейской центральной районной больницы.  — В течение 14 суток они будут находиться в стационаре под наблюдением хирурга, невропатолога и терапевта. Если в состоянии их здоровья не будет никаких тревожных изменений, то их выпишут на амбулаторное лечение. Это еще несколько профилактических доз антирабических препаратов через определенные промежутки времени.

По данным отдела особо опасных инфекций Донецкой областной санитарно-эпидемиологической станции, в этом году в Донецкой области зафиксировано 67 случаев заболевания бешенством среди животных, это втрое больше, чем в прошлом году. В основном болеют собаки и кошки, среди людей заболевших нет. Но укушенные бешеными животными есть. Из пяти тысяч обратившихся за медицинской помощью почти тысяче человек назначили антирабическое лечение.

Односельчане считают Николая, Дениса и Сашу настоящими героями:

 — Молодцы мужики, — восхищаются земляки, — если бы они эту тварь не остановили, сколько бы она бед могла натворить. И людей могла покусать, и собак, и пошла бы гулять инфекция по селу.