Прежде чем въехать в Украину, латыш–автостопщик за полтора года исколесил на попутках всю Европу
Чтобы увидеть отдаленные места и экзотические красоты, приходится платить большие деньги. 25-летний латыш Гатиш Ангшткалюс рассказал «ФАКТАМ», как можно прокатиться по миру без гроша в кармане.
С Гатишем мы познакомились на пароме, следовавшем из Ильичевска в Батуми. Паром находился в пути двое суток — вполне достаточно, чтобы выведать у юноши, уехавшего из дому полтора года назад, стоит ли узнавать мир, разъезжая по нему автостопом.
— Как по мне, это опасный и некомфортный способ передвижения
— Если боитесь, то лучше из дому вообще не выбираться. Ни с чем опасным никогда не сталкивался, хотя частенько ночую где придется. Доводилось спать просто на газоне возле какого-нибудь супермаркета.
— Не дай Бог такого отдыха!
— Между тем он имеет преимущества: интересные знакомства, общение.
— Колесить по миру без цели, в то время как ровесники заняты карьерой? Как отнеслась мама к такому шагу?
— Я уезжал на пару недель, но задержался. (Смеется. ) Мне едва исполнилось 18, когда мы с одноклассником Артисом отправились на границу Литвы и Польши, чтобы поймать какую-нибудь машину и добраться до Амстердама. Ну, стоим и голосуем (руку надо держать собранной в кулак с поднятым вверх большим пальцем, так вы показываете, что едете автостопом, а то еще подберут, но потом потребуют заплатить). Едет машина, водитель притормозил и говорит: «Могу взять одного». Мы с Артисом бросили монетку, я выиграл и сел рядом с шофером. Потом иду по Амстердаму, а навстречу Артис! Разбили в парке палатку, познакомились с французами, они пригласили нас к себе, и через неделю мы уже гуляли по Парижу. Вернулись домой в конце лета. Уточню: из своего родного городка Валмэрэ я уезжал с 30 евро в кармане.
— Путешествовать на халяву вам, конечно, понравилось?
— Не то слово! С лета 2003-го мы с другом каждые каникулы ездили автостопом. Посмотрели Польшу, Швейцарию, Бельгию, Австрию, Словакию, Италию.
Кстати, я не ответил на ваш вопрос о маме. Она — учительница, растила меня без отца. Огорчилась, когда я, окончив университет, заявил, что буду путешествовать. Мама считает, что сейчас самое время делать карьеру. Да только что в этом хорошего? Пашешь ради денег, ешь ужасную еду из супермаркета, теряешь мечты, себя. Я поехал не просто мир увидеть, а узнать, как живут люди, что они считают счастьем
— Что в твоем рюкзаке?
— Мой дом. Палатка, спальник, пара свитеров, фотоаппарат, газовая горелка, кастрюлька. И обязательно чеснок, лук, лимон и мед. Утром варю овсянку, в обед съедаю какой-нибудь бутерброд, а вечером готовлю полноценный ужин.
— Твой принцип: лишь бы ехать, а куда — не важно?
— Да, была бы дорога. Однажды меня занесло в румынские Карпаты. Альпы не так впечатлили, а в Карпаты я влюбился! Помню, заканчивался курортный сезон, и я перебрался в Тулузу, где на лодочной базе работал мой приятель. Подзаработал на уборке мусора. Потом нашел у озера брошенный велосипед и поехал в Сантьяго. Северную Испанию пересекает трасса, которую христиане-паломники преодолевают пешком. Оформил себе диплом, дающий право на всем расстоянии в 1500 километров останавливаться почти бесплатно в гостиницах для паломников и три раза в день питаться. Тот месяц пути даже вспоминать противно: ноябрь, каждый день дождь и ветер в лицо. Как мне хотелось вернуться к маме! Постоянно в голове крутился вопрос: «Что я здесь делаю?» Но когда преодолел 1500 километров, был счастлив: смог! Поменял велосипед на телефонную карточку и позвонил однокласснице, которая учится в Испании.
— Где живут самые красивые девушки? Признавайся, крутил романы по дороге?
— Везде есть красивые, но девушкам нужна стабильность, они с бродягами отношений не хотят. Познакомился как-то с француженкой, затащила меня в горы, где живет ее тетя. На той ферме 40 лошадей, сотня овец. Обожаю такие места, да и девушка оказалась веселая. Жил там с месяц.
— А самое опасное приключение помнишь?
— Путешествую один, иногда с другом, но на дороге постоянно встречаешь собратьев. Как-то наша компания сплавлялась на плоту по горной реке, я упал в воду и, можно сказать, утонул. Еле откачали.
— Говоришь, иногда приходится подрабатывать?
— Мой земляк работает в Копенгагене почтальоном, устроил и меня, за час нам платили девять евро. Поехал в Голландию на ярмарку тюльпанов, заодно нанялся мыть посуду в баре. Знаете, чем там кормят туристов? Омлеты из морозильной камеры — прямо на сковородку, супы из порошков. Приходилось такую гадость есть, долго не выдержал. То ли дело провинция! Помню, в Марокко познакомился с мужчиной, у него дома жена и семеро детей. Глава семьи ловит рыбу, несет ее на базар, а на вырученные деньги покупает еду. Прожил в семье марокканцев месяц, очень мне понравился их уклад. Во Франции на сборе винограда за неделю заработал тысячу евро. Там виноград в чанах давят ножками совершенно нагие девушки. Такая традиция, прикольно! Вообще люблю пожить в семье: узнаешь традиции, учишь язык. Английский теперь знаю, как родной, освоил французский, итальянский, испанский.
— Какое впечатление от Украины?
— Ой, будто вернулся в Латвию 1997 года. Такие люди, одежда, отношение к жизни, много советских машин. В Европе везде к нашей братии благожелательно относятся: если видят человека с огромным рюкзаком, несут хлеб, вино, овощи, угощают. В Ужгороде в кафе попросил кипятка — не дали. Еще и обматерили! Потом познакомился с местным парнем Василием, он построил себе в горах хижину, собирает ягоды на продажу. Я взялся приготовить ему ужин. Так старался! Отлично вышло, но он даже вкуса не почувствовал. Весь в своих заботах От Украины у меня осталось впечатление, что люди не ощущают радостного вкуса жизни, вкуса вина и хлеба, а озабочены чем-то очень будничным. Трудно живут.
— За мамой не соскучился?
— Уже и голос ее забыл, общаемся-то в основном эсэмэсками. Обещал вернуться следующим летом. Хотя еще хочу увидеть озеро Байкал, мечтаю побывать в Южной Америке. Также собираюсь написать книгу. После себя детям и внукам надо оставлять не шкафы и тумбочки, а свои фотографии, библиотеку и личные дневники или книгу о себе.
— А планы на жизнь? Отдохнешь и снова за рюкзак?
— Посмотрим. Может, поселюсь на хуторе, заведу овец, буду делать брынзу и менять ее на вино. По вечерам стану разводить костер, на огонек придут соседи, споем вместе и спляшем. Жизнь — штука приятная.