Сегодня в Одессе состоится премьера фильма «Край» известного российского режиссера
Признанный мастер документального кино Алексей Учитель начал снимать художественные фильмы лет десять назад. Но успел за это время получить множество призов российских и международных кинофестивалей. Последней работой Учителя стал фильм «Край», действие которого разворачивается в послевоенной Сибири. Главную роль в картине сыграл популярный актер Владимир Машков. Лента Алексея Учителя «Край» рекомендована в России на премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Эта картина была показана на кинофестивале в Торонто 9 сентября. Показ можно считать мировой премьерой, а сегодня состоится демонстрация фильма в Одессе.
— Алексей Ефимович, почему для первого показа «Края» выбрана Одесса?
— Это не только мое решение, но и Володи Машкова, исполнившего главную роль, и прокатчиков, и продюсера. Все решили: если стартуем в Одессе, то все у нас будет хорошо. О чем говорить, Одесса — город особенный, с прекрасными кинематографическими традициями.
— Но ведь вы сами являетесь продюсером.
— Не только. Главный продюсер — Константин Эрнст. А снимал картину лучший в России оператор — Юрий Клименко. Это наша с ним уже пятая совместная лента. Великолепный актерский состав: Сергей Гармаш, Вячеслав Крикунов, Александр Баширов, Алексей Горбунов, Евгений Ткачук. Не говоря уже об исполнителях главных ролей.
— По слухам, вы буквально издевались над главной героиней.
— Причем в прямом смысле слова. В фильме женщинам отведена очень важная роль. Две главные героини — немка Эльза (ее играет молодая немецкая актриса Аньорка Штрехель) и Софья (Юлия Пересильд) — любят одного мужчину — Игната (Владимир Машков). В этой борьбе есть и драматизм, и психологизм. Эльза после ареста своего отца, который строил в Сибири мост, четыре года в полном одиночестве прожила в лесу, не имея даже представления о том, что в это время шла Вторая мировая война.
— Сотрудничали с этой актрисой раньше?
— Нет, я вообще впервые работал с иностранкой. Поскольку по сценарию главная героиня — нем-ка, я хотел, чтобы в фильме снялась немецкая актриса. Аньорку увидел случайно в каталоге немецкой картины на фестивале в Карловых Варах. Чтобы посмотреть, как она выглядит на экране, мы с Кирой (жена Учителя. — Авт. ) поехали в кинотеатр. Меня поразило, насколько Аньорка близка по манере игры к русской классической актерской школе. Она работает в театре, к моменту нашей с ней встречи снялась только в одном фильме. После единственной пробы я сразу утвердил ее на роль Эльзы и ни разу не пожалел об этом. Помимо замечательной игры, Штрехель сама выполняла тяжелую мужскую работу: и огромные камни таскала, и бревна Благо актриса занимается спортом, у нее довольно широкие плечи. Аньорка достаточно упитан-на, потому я поставил ей условие: сбросить шесть килограммов до начала съемок. С этим «издевательством» она успешно справилась.
Кстати, Машков, по аналогии с фамилией, прозвал меня Мучителем. Думаю, «Край» может быть занесен в Книгу рекордов Гиннесса за огромное количество вариантов сценария. К концу съемок был написан 109-й. Это принцип моей работы. Пока сцена в литературном виде не будет доведена до той, которая нужна, приступать к съемкам нельзя. Мне повезло найти сообщника — Александра Гоноровского, с которым работал впервые. Талантливый сценарист, образно мыслящий человек, он понимал, что такой подход принесет только пользу. Когда я звонил ему с очередным предложением, он вздыхал, но к утру предоставлял новый вариант сценария.
Отдельный разговор о Владимире Машкове. Впервые в жизни я работал с актером, относившимся к роли с такой самоотдачей. Съемки шли почти год, и все это время Володя больше нигде не снимался, не работал. Так и ходил в своей «актерской» гимнастерке. Отношение к работе на грани фанатизма дало интересный результат. Такого Машкова, как в «Крае», вы никогда еще не видели. И это не только мое мнение.
— Верно ли, что съемки были непростые?
— Действительно. Володя чуть не погиб, когда плыл по реке (в очень холодной воде), его понесло по течению. Река, где происходили съемки, хотя и течет в 150 километрах от Питера, шириной и мощью, думаю, не уступает сибирским, а то и превосходит их. Машков упал, запутавшись в ремне, а дальше пороги, обрыв. Он не услышал команду «стоп». Два каскадера сумели по берегу до него добежать и кинуть веревку. Наверное, мировой рекорд скорости поставили. Я об этом ничего не знал. Когда привели мокрого Володю, говорю: «Володь, ну что ты медлишь, давай быстрее, ведь свет уходит, надо еще дубль». А он, вместо того чтобы меня послать подальше, спокойно сказал: «Дай мне пять минут на передышку».
— Полагаю, что с Володей у нас разная энергетика, но актер он (по крайней мере, я хочу так думать) моего кинематографа. Перед началом съемок меня немножко пугала Володина известность. Я хотел «выбить» из него все, что было раньше, и получить нового Машкова. Честно рассказал ему об этом, и он загорелся. Полагаю, зритель не то что не узнает его на экране, но и актерской работе Володи удивится.
Машков — веселый, искрометный человек, я бы сказал, необычайно радостный для России. Если я на съемочной площадке все время ходил мрачный, недовольный, постоянно брюзжал, то он излучал оптимизм, юмор и счастье. Свой актерский вагончик он обклеил фотографиями членов съемочной группы, было там и мое фото. Наша совместная работа — нечто большее, чем простое сотрудничество. Думаем, будем снимать и дальше.
— В фильме есть жуткие сцены. Они натуральны?
— Не знаю, связано ли это с моим документальным прошлым, но я люблю, чтобы все было настоящим. Поэтому и весь поселок был построен на самом деле, и баня горела настоящая. А сцену с мостом мы снимали на реке и в военном училище, где такой же мост, но внизу нет воды. Конструкция действительно падала. Мы лишь немного дорисовали и, конечно, использовали монтаж.
Даже по голливудским меркам фильм масштабный, хотя блокбастером его трудно назвать. Мы с Машковым придумали термин «драмбастер». Подходили к съемкам крайне ответственно. Помимо строительства деревни возвели
20-метровый мост на настоящей бурной реке. Актерам приходилось делать все самим. Бедный Владимир не только тонул, но горел, водил паровоз, прыгал с него. Все каскадерские трюки выполнял самостоятельно.
— Каков бюджет картины?
— Огромный — 15 миллионов долларов. Для России гигантская сумма, хотя с дилогией Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» никто не сравнится. Мы горды другим — достоверностью. Документальное прошлое помогает делать актеров предельно естественными на экране. Когда мы в Крыму снимали фильм «Дневник его жены», семейные страсти Буниных бушевали на глазах у нескольких местных рабочих. Недели через три один из них подошел к Андрею Смирнову, игравшему роль писателя, с книгой Бунина и сказал: «Иван Алексеевич, дайте, пожалуйста, автограф». Было трогательно.
В новой ленте, повторюсь, почти все документально. Паровозы в фильме — это реальные работающие машины 1905, 1928 и 1941 годов выпуска, предоставленные съемочной группе ОАО «Российские железные дороги». В этой организации до сих пор работают машинисты, слесари, кочегары, которые знают, как «укротить» паровоз. Паровоз для меня — почти как герой картины. Это нечто большее, чем машина. Живой организм со своими капризами, привычками. Что-то вроде дракона — вымышленного существа, у которого есть душа. Высокая достоверность фильма достигается также за счет уникальных декораций, выполненных Верой Зелинской. Компьютерная графика в картине сведена к минимуму. Подчеркну, что для съемок пришлось полностью перекрыть железную дорогу «Петербург-Псков». А когда там поезда не ходят, вся жизнь в районе прекращается. Местные жители нас просто возненавидели: кидались камнями, строили всякие пакости.
Был неприятный эксцесс под городком Лугой, что в 120 километрах от Петербурга. У нас украли звуковую аппаратуру. Абсолютно все звуковые файлы исчезли: записанные реплики, шумы. Казалось бы, деревня, глушь, но оперативники сработали на удивление проворно и спустя два дня взяли охранника из гостиницы, в которой мы жили. Он уже садился в электричку, чтобы в Питере продать нашу аппаратуру.
Еще один интересный момент — выбор статистки на роль женщины, которая обнаженной выскакивает из горящей бани. Вместе с актером Женей Ткачуком. Баню мы, кстати, поджигали по-настоящему, зимой. Горела натурально. А женщину выбирали из местных. Было очень неудобно — передо мной в ряд выстроились 50 обнаженных красавиц. Одна лучше другой. Я долго выбирал, думал, смотрел. Нужна же одна, перед остальными неловко. Я с тоской в голосе объяснил, в какой сцене нужно сниматься, и спросил, кто хотел бы? Все 50 сделали шаг вперед! Удивительные люди в массовке с нами работали: снимались в 20-градусный мороз семь дней и ночей. Их не хотели отпускать с работы, так они больничные покупали