Україна

«На серой стене нашего старого трехэтажного дома я вылепила огромный барельеф — панораму древнего Львова. А посредине композиции — голову льва как символ города»

0:00 — 24 вересня 2010 eye 1762

Жительница столицы Галичины Людмила Кравец своими силами шесть лет украшала здание, и теперь оно действительно стало памятником архитектуры

У старых городов есть одна общая «болезнь»: за красивыми фасадами зданий скрываются неприглядные и грязные подъезды, замусоренные внутренние общие дворики. Все, что скрыто от глаз многочисленных туристов, как правило, мало интересует не только коммунальщиков, но и самих жителей домов…

«Училась всему сама — держать кисточку, подбирать цветовые гаммы, грунтовать… »

Любой прохожий на старинной львовской улице Декарта невольно остановится в восхищении возле трехэтажного дома под номером десять, на тыльной глухой стене которого вылеплена огромная и потрясающая по красоте панорама средневекового города: узенькие улочки, храмы и площади, памятники и осветительные фонари в старинном стиле, а посредине композиции символ города — огромная гривастая голова льва.

Такие же мотивы повторены еще на одной панораме — уже во внутреннем дворике. На другой внешней стене дома №10 — апостол Павел с сидящим на плече голубем. В общем подъезде — цветные лепные картины и окна-витражи, выкрашенные золотой краской металлические перила лестницы, цветы в горшочках…

Вход в этот удивительный дом преграждают массивные деревянные средневековые ворота, одна боковая сторона которых украшена лепным газовым фонарем.

Корреспондент «ФАКТОВ» разыскал автора и исполнителя масштабных работ. Им оказалась не профессиональный художник или скульптор, а директор большой международной страховой компании Людмила Кравец.

 — Я в этом доме родилась и сейчас живу в родительской квартире, поэтому мне всегда было больно смотреть, в каком ужасном состоянии находится дорогое по воспоминаниям детства здание, — говорит Людмила.  — А ведь когда-то наш дом считался памятником архитектуры! Лепка была на фасаде и внутри здания, на второй этаж вела шикарная дубовая черная лестница, кафельные печки в квартирах украшали белые ангелы, полы в комнатах имели фигурный паркет, везде старинные двери и ручки.

Всю эту красоту во время капитального ремонта разрушили, замазали стандартной масляной краской ядовитого цвета. Вскоре штукатурка обвалилась, обнажив кирпичи, в наружных стенах появились огромные дыры, двор и подъезд завалили мусором. Ужас! И все равно я не хотела продавать или менять родительскую квартиру.

Лет шесть назад не выдержала — обратилась в наш жэк с требованием заделать хоть дыры. Мастера пришли, но мало того что пьяные, так еще цену заломили такую, что пришлось на них махнуть рукой. Предложила соседям (а это 15 квартир) сделать ремонт общими усилиями. Отказались.

Тогда сама взяла в руки шпатель и цемент, разузнала у мужчин, как что делать, и принялась замазывать дыры. Два раза все рушилось, но в конце концов получилось. Потом привезла с реки Стрий добытые из воды камни, купила кирпичи… Но стена все равно выглядела страшненько. Нарисовала на ней розовые цветочки.

Дальше взялась за фасадную стену. Дырку пришлось заделывать целое лето. Тогда и созрела идея вылепить огромный барельеф — панораму нашего прекрасного города. Правда, лепкой до этого никогда не занималась, но всегда чувствовала, что могу. А вот рисовала неплохо с детства. Приступила к работе в 1992 году и училась всему сама — держать кисточку, подбирать цветовые гаммы, грунтовать…

«Правду говорили древние философы: «Делайте добро, и вас будут бить»

Пока хозяйка готовит традиционный кофе, с ее разрешения знакомлюсь с маленькой квартирой. Везде картины, витражи, скульптуры, маски. Причем все выполнено профессионально, с чувством цвета и тени.

 — Картин много раздарила, — хлопоча возле плиты, замечает Людмила.  — А тема… Стремилась выразить свои эмоции, радость.

В лепке тоже пришлось до всего доходить самой — подбирать составные части в пропорции песка, цемента и глины. В конце концов придумала собственную технологию: сначала нарисовала панораму улиц Львова, а знаменитые львовские уличные фонари вылепила. И лишь через год решилась окончательно все переделать на барельеф.

А когда вылепила на безликой серой общей стене нашего дома панораму средневекового Львова, соседи… подняли скандал. Решили, что я собираюсь у них забрать дом — всех повыселять и жить в нем одна. Вот, мол, и готовлюсь. Я так переживала, что попала в больницу! Но вышла и… снова стала работать.

На другой стене изобразила апостола Павла, в общем коридоре нарисовала цветные картины улиц Италии или Испании, стены обтянула узорами, покрасили с подружкой под золото лестницу, общие балконы украсила вазами.

Окна в нашем подъезде никто не мыл, и они смотрелись ужасно, поэтому сделала цветные витражи. Красиво! Попутно подмазывала и штукатурила стены в коридоре, брала в руки гвозди, молоток и ремонтировала деревянные лестницы, подметала, выносила свой и чужой мусор. Старалась делать это ночью — было стыдно перед… соседями.

Некоторые и сейчас недовольны: «Вы это делаете и ни с кем не согласовываете!» Но приводить общими усилиями дом в порядок по-прежнему отказывались.

Правду говорили древние философы: «Делайте добро, и вас будут бить». Когда узнала, что кто-то хочет обустроить в общем дворе стоянку для машин и сделать пристройку, снова не выдержала — вылепила большой барельеф старинного Львова, а перед ним установила вазы с цветами, на входе в дом — средневековые ворота-двери.

И уже общественность не дала захватить наш уютный дворик с беседкой, которую соорудили детишки. Теперь хочу сделать еще там барельеф белого старинного ангела под мрамор.

Возможно, меня и считают чудачкой, не понимая, как можно «бесплатно» тратить свое время, талант и средства. Но говорят, на чудаках держится мир, по крайней мере, наш дом — точно…