Україна

Экономист-эксперт Наталия Семенченко: «Реформа системы образования у нас в Украине заполитизирована и ограничивается полумерами»

9:32 — 2 жовтня 2010 eye 885

В канун Дня учителя в Киеве прошла презентация новой книги украинского экономического эксперта, члена-корреспондента Украинской академии наук и популярного публициста, посвященная проблемам образования

Тематика, которую затрагивает в своей книге Наталия Семенченко, касается практически всех животрепещущих вопросов образовательной сферы

По словам украинских издателей, на отечественном книжном рынке такой жанр, как публицистика, уже давно явление весьма редкое. Спрос есть, но не хватает авторов, умеющих, с одной стороны, парадоксально и независимо мыслить, блестяще анализировать и глубоко владеть темой, а с другой — способных преподнести результаты своего труда в увлекательной и понятной для массового читателя форме. В этом смысле знаковым прорывом, по мнению книгоиздателей, стало появление в прошлом году книги «Охота на правду» кандидата экономических наук, доцента, члена-корреспондента Украинской академии наук Наталии Семенченко. В книге рассматривались исторические, политические и экономические предпосылки развития Украины. Работа очень быстро приобрела популярность, причем не только в Украине. По словам издателей, «Охоту на правду» Наталии Семенченко весьма активно раскупали в книжных магазинах Москвы и Петербурга, и вскоре она стала номинантом рейтинга «Книга года-2009».

И вот недавно, незадолго до Дня учителя, который страна будет отмечать не далее как в это воскресенье, 3 октября, увидела свет вторая книга эксперта — «Образование в Украине». В ней Наталия Семенченко, по ее словам, рискнула непредвзято проанализировать ситуацию, сложившуюся в отечественной образовательной системе. «Я сама преподаватель с десятилетним стажем, — говорит автор, — и в процессе общения с коллегами-педагогами из вузов и общеобразовательных школ у меня появилось желание разобраться в проблемах и создать своего рода законопроект, нацеленный на реформирование украинской системы образования. Однако, создав его, я подумала, что читателю будет интереснее читать его более развернуто, с примерами исторического развития образования и опыта других стран. Вот так и появилась эта книга».

По словам Наталии Семенченко, посредством своей новой работы она делает попытку «достучаться» до умов и сердец простых украинцев, а может, и до власть имущих, с тем чтобы заставить всех задуматься, в какой Украине мы хотим жить и какую страну оставим своим потомкам.

«Долгие годы реформы системы образования в Украине были, как правило, заполитизированы, — считает эксперт, — и в основном ограничивались полумерами. Среди них много псевдореформ, которые просто ломают систему образования и науки, что в дальнейшем приведет к серьезным последствиям».

Тематика, которую затрагивает в своей книге Наталия Семенченко, весьма широка и касается практически всех животрепещущих вопросов образовательной сферы. Это и целесообразность 11-летнего школьного обучения (тем более что на деле оно остается 12-летним, учитывая добавленный год перед школой), и оправданность отмены пятибалльной системы оценок, и последствия «автономизации» университетов.

Особое внимание автор уделила проблемам финансирования учебных заведений, в первую очередь профессионально-технических. По ее мнению, отсутствие должного внимания к этому уровню системы образования вместе с постепенным сокращением количества профтехучилищ и их неоснащенностью грозит Украине катастрофическим отсутствием квалифицированных рабочих кадров уже в ближайшем будущем. «Вполне вероятно, что, следуя таким путем, наша страна в скором времени будет вынуждена «импортировать» квалифицированную рабочую силу, имея все шансы успешно растить своих специалистов», — говорит Наталия Семенченко.

«Книги Наталии Семенченко можно назвать примером информативной литературы, без навязывания авторской точки зрения, но заставляющей думать и действовать»

Подробным образом исследуется в книге и один из самых спорных вопросов системы образования — внешнее независимое тестирование. Как считает Наталия Семенченко, новая система оценки знаний не позволяет полноценно раскрыть способности школьников, а значит, полностью полагаться на нее при приеме в вузы — это большая ошибка.

Весьма интересно, что практически по каждой из представленных в книге тем автор предлагает исторический экскурс. Зачастую это дает возможность абсолютно в ином свете взглянуть на многие, казалось бы, уже хорошо известные всем нам вещи, к примеру, на то же независимое тестирование.

«Как ни удивительно, но главным рекомендателем внешнего тестирования выступил Всемирный банк, — рассказывает Наталия Семенченко.  — Оказывается, тесты — классическая «рыночная» учебная технология, приносящая колоссальные прибыли фирмам-разработчикам. Так что наша страна — это как минимум новый рынок сбыта для такого рода педагогического продукта. При этом еще раз подчеркну, что ни одна европейская страна не использует в своей системе образования только тестовую систему оценивания при поступлении в вузы».

Директор издательства «Саммит-книга» Игорь Степурин не сомневается в том, что новая работа Наталии Семенченко обречена на успех.

«Публицистика — это та категория литературы, для которой крайне важна объективность, чтобы читатель мог получать достоверную информацию и самостоятельно делать выводы из прочитанного, — сказал Игорь Степурин во время презентации.  — Книги Наталии Семенченко можно назвать примером такой литературы — информативной, без навязывания авторской точки зрения, но заставляющей думать и действовать. По этой причине, я уверен, ее вторую работу ждет не меньший успех, чем первую».