В Киеве скоро заселят самый высокий в Украине 42-этажный жилой дом — 163 метровый небоскреб
Помните фильмы об освоении Дикого Запада? Там первые поселенцы выстраивали в ряд свои повозки и по выстрелу пистолета гнали лошадей что есть мочи, чтобы захватить побольше земли. Самые шустрые старались застолбить заранее облюбованные места вокруг водоемов. В наше время инвесторы тоже стремятся закрепить за собой наиболее лакомые участки столичной земли (метро рядом — приветствуется), чтобы со временем обязательно украсить их высотками.
Все три киевские высотки проектировались в Архитектурном бюро, возглавляемом заслуженным архитектором Украины Сергеем Бабушкиным. «ФАКТЫ» обратились к Сергею Вячеславовичу с несколькими вопросами.
— До поры до времени «Парус» на пересечении улицы Мечникова и бульвара Леси Украинки доминировал над этим районом. Теперь здесь три таких дома. Не многовато ли?
— Наоборот, — улыбается Сергей Вячеславович. — В нашем случае чем больше доминант, тем лучше. Между прочим, здания проектировали молодые архитекторы, у которых самые интересные работы еще впереди.
— Не сожалеете, что панорама киевских склонов с главенствующей Киево-Печерской лаврой остается в прошлом? Лаврскую колокольню уже догнала высотка на Кловском спуске.
Нравится это кому-то или нет, но панорама Киева не может оставаться неизменной. Каждый исторический период, в том числе и социалистический, вносит свою лепту в архитектуру киевских склонов. Один памятник «Родина-мать» чего стоит! Или совминовская застройка на улице Суворова, уныло растянувшаяся на квартал. Уж лучше точечная застройка, чем подобная монотонность.
— Какие новые технологии и материалы применялись при строительстве первого в Украине жилого небоскреба?
— Сорокадвухэтажное здание оборудовано пятью скоростными лифтами, в том числе пожарным. При подъеме этими лифтами не возникает неприятных ощущений заложенности в ушах или холодка под ложечкой. В доме будет современная система пожаротушения, автономное энергоснабжение, а также видеонаблюдение.
Учитывая проблемы с движением транспорта в центре Киева, на крыше высотки оборудуют вертолетную площадку. Чтобы в случае необходимости можно было быстрее доставить врача к больному или ликвидировать аварийную ситуацию. Для личных авто предусмотрен подземный паркинг на 284 места — практически по одному на квартиру.
— Строительство высоток на узких центральных улицах — Мечникова, Кловском спуске, Эспланадной — еще более усугубит ситуацию с заторами. Вы сами простаиваете в пробках?
— Чтобы не зависеть от транспорта, хожу на работу пешком. И всем советую, особенно мужчинам после 60. От Соломенской площади до улицы Владимирской добираюсь 50 минут.
Относительно пропускной способности улиц скажу, что раньше архитекторы планировали застройку новых микрорайонов, ширину магистралей и тому подобное на основании долгосрочных прогнозов прироста населения и приобретения им транспортных средств. Сейчас свободных территорий для такого масштабного строительства в Киеве нет.
— Под этими тремя высотками проходит линия метрополитена. Его безопасности ничто не угрожает?
— Когда проектируют и строят метро, рассчитывают множество параметров, вплоть до безопасности объекта во время бомбежки. Вспомните кадры военной кинохроники: бомбоубежище на московской станции метро «Маяковская». Так что опасаться за киевское метро не стоит.
— А вы сами купили бы квартиру в небоскребе на Кловском спуске?
— С удовольствием. У меня семеро детей, старшему — 34, младшему — семь лет, и я был бы рад, если бы кто-то из них жил в этой высотке.
Между прочим, квартиры здесь давно проданы. В начале строительства, в 2005 году, квадратный метр жилья в доме стоил от двух до пяти тысяч долларов. Своевременному завершению работ помешал финансово-экономический кризис. Сегодня жилье такого класса стоит уже от
10 тысяч долларов за метр.
— Но рядом с домом нет даже скверика, где могли бы гулять бабушки с детьми?
— Зато отсюда до Мариинского парка всего 15 минут ходьбы. Ничего не может быть лучше, чем посадить малыша на шею и пройтись пешком с женой. Это я как многодетный отец утверждаю. От дома до склонов, о которых мы с вами говорили, можно дойти за полчаса.
Между тем в подавляющем большинстве европейских стран с 70-х годов ХХ века вообще не строят многоэтажное жилье, не говоря уже о высотном. И земли у них не больше, и стоит она не дешевле, чем у нас. Но хаотично возводящиеся высотные здания не всегда вписываются в существующую застройку, нарушая архитектурную целостность микрорайона, а иногда и нормы солнечного освещения, затемняя квартиры близлежащих домов. Башня высотой около 200 метров, возведенная в центре массива, ухудшает инсоляцию домов в радиусе минимум 100 метров. Поэтому на Западе не только не строят, а, наоборот, разбирают уже возведенные небоскребы. По такому пути пошли Берлин, Париж, Франкфурт-на-Майне, Милан.
В исследованиях японских специалистов, считающихся законодателями моды на высотное жилье, говорится, что более разреженный воздух последних этажей небоскребов разрушающе действует на сердечно-сосудистую систему, нервную систему детей. Проживание на верхних этажах высоток может вызывать состояние тревоги, настороженности, паники, подавленности. При этом супермногоэтажки искусственно концентрируют население, а их эксплуатация в разы сложнее, чем обслуживание домов средней этажности. К тому же не стоит сбрасывать со счетов и пресловутый славянский авось. Украина, как известно, не только не Россия, но пока еще и не Европа.