Конституционный суд возобновил действие Основного Закона 1996 года и обязал органы власти привести все нормативно-правовые акты в соответствие с его положениями
Первого октября Конституционный суд (КС) отменил политреформу 2004 года. Спустя шесть лет вдруг выяснилось, что народные депутаты, принимая 8 декабря 2004 года закон о внесении изменений в Конституцию, нарушили процедуру, а именно: после выводов КС внесли в документ изменения, но не удосужились еще раз отправить их на экспертизу судьям, как это предусмотрено законом.
Поэтому Конституционный суд решил: «Возложить на органы государственной власти обязанность неотложного выполнения этого решения и привести нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией Украины от 28 июня 1996 года, то есть в редакции, существовавшей до внесения в нее изменений». Таким образом, со вчерашнего дня в силу вступил прежний Основной Закон, а Украина от парламентско-президентской формы правления переходит к президентско- парламентской.
После такого решения КС, которое лидер БЮТ Юлия Тимошенко уже назвала «началом украинского ГКЧП», Партии регионов уже не нужно собирать в парламенте 300 голосов для внесения изменений в Основной Закон. Теперь новый закон о Кабмине и другие нормативно-правовые акты можно привести в соответствие с Конституцией 1996 года простым большинством в 226 голосов.
«Решения Конституционного суда имеют прямое действие, и для вступления в силу не требуют подтверждений со стороны каких-либо органов государственной власти», — говорится в решении КС.
В оппозиции заявляют, что в связи с решением КС и Президент, и Кабмин, и парламент должны уйти в отставку, поскольку были избраны в соответствии с Конституцией 2004 года. «Никто в стране не давал им полномочий в редакции Конституции 1996 года Но, поскольку нет юридических механизмов, должны быть политические решения», — сказал член фракции БЮТ Сергей Власенко. По его словам, решение КС было грубым, циничным и не связано с юриспруденцией: «Что будет дальше — предполагать крайне сложно, потому что мы начали жить внутри сюрреалистического государства, которое не знает логики Если завтра КС огласит президента царем — я не удивлюсь».
Между тем представитель Президента в Конституционном суде Елена Лукаш заявила: «Все органы власти являются легитимными, и на сегодняшний день они должны сконцентрироваться и выполнять решение Конституционного суда». По ее словам, всем субъектам властных полномочий надлежит во исполнение решения суда изменить нормативно-правовые акты, приведя их в соответствие с Основным Законом 1996 года. «На сегодняшний день страница дрязг, раздора, властных войн и компетенционных споров перевернута, все правоотношения урегулированы», — сказала Елена Лукаш. Впрочем, далеко не все эксперты разделяют ее оптимизм. Профессор Киево-Могилянской академии, доктор политологии Сергей Куделя в интервью «Голосу Америки» заявил, что отмена политреформы 2004 года (вступила в действие 1 января 2006 года) может привести «к первому политическому кризису со времени избрания Виктора Януковича президентом».
«Автоматически возникают основания обжаловать не только законы, принятые, начиная с 2006 года, но и указы президента Ющенко, которые он подписывал в рамках своих полномочий. Можно подавать жалобу на постановления правительств Тимошенко и Януковича, которые принимались раньше и действуют до сих пор. Фактически решение Конституционного суда об отмене политреформы способно привести к юридическому хаосу в государстве и к множеству правовых коллизий, что может поставить под вопрос существование государства Украина», — считает Сергей Куделя.
Напомним, что согласно Конституции 1996 года президент подает кандидатуру премьер-министра для утверждения Верховной Радой, но может отправить его в отставку без согласия парламента. Глава государства назначает по представлению главы правительства министров, руководителей других центральных органов исполнительной власти и прекращает их полномочия. Он также имеет право реорганизовывать и ликвидировать министерства, отменять акты Кабмина. По согласию с парламентом глава государства назначает Генпрокурора, но может уволить его уже без разрешения народных депутатов. Кроме того, президент назначает и снимает главу СБУ.
Реформированная Конституция, действовавшая с 2006 года, предполагала, что назначение и увольнение большинства министров является прерогативой парламентской коалиции. Глава государства также не мог назначать и увольнять премьера, министров, Генпрокурора, главу СБУ и других руководителей центральных органов исполнительной власти. Зато политреформа предусматривала для президента целый ряд оснований для роспуска Верховной Рады, тогда как по Конституции 1996 года глава государства мог разогнать парламент только в одном случае — если в течение 30 дней не проводятся пленарные заседания