Судьи КСУ признали конституционной отсрочку введения в действие антикоррупционных законов от 11 июня 2009 года. Кроме того, неконституционным признано положение одного из антикоррупционных законов о социальной проверке близких лиц претендента на должность, связанную с выполнением функций государства.
Напомним, что эта норма предполагала при принятии лица на должность в органы государственной власти или местного самоуправления специальную проверку не только соискателя, но и близких ему лиц.
Таким образом, можно говорить о том, что Конституционный Суд, по существу, узаконил коррупцию в стране. Ведь цель специальной проверки – уличить кандидата на государственную должность в намерениях заниматься деятельностью, в первую очередь экономического характера, целью которой является либо обогащение его лично и членов его семьи, либо пособничество третьим лицам. Для этого, в частности, проверялись налоговые декларации, подавались для проверки сведения о причастности членов семьи к противоправным действиям и тому подобное. Такая проверка была необходима, поскольку в наших условиях у многих чиновников семейный бизнес записан на членов семьи и без надлежащей информации довольно сложно проследить, чист ли такой чиновник на руку, или все же его «рыльце в пушку».
В комментарии «proUA» директор политико-правовых программ Центра Разумкова Юрий Якименко отметил, что «отсутствие таких проверок усложнит противодействие коррупции на различных уровнях власти». В свою очередь, президент социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко заявил: «Конституционный суд в очередной раз совершил грехопадение, понимая, что тем самым он увеличивает коррупционный потенциал действующей власти».
«В демократических странах построена «берлинская» стена между властью и политикой. Там неприлично говорить с народом и одновременно полученной властью зарабатывать большие деньги. В ином случае, общество и власть считается больным. У нас же отмена такой нормы позволяет политику через родоплеменные связи активно использовать свои властные полномочия, как главный ресурс в бизнесе. И сейчас это слияние политики и бизнеса привело к тому, что есть одна партия, которая руководствуется одной идеей: если в руках вся власть, то почему не взять и всю собственность. Для этого и нужно отменить мешающие нормы», — отметил эксперт.
В пику принятого КСУ решения, стоит напомнить, что президент Виктор Янукович обещал утвердить концепцию антикоррупционного законодательства и в октябре внести в парламент свои антикоррупционные законы (интересно, чем ему не нравились такие законы полутора годичной давности?). «В Украине будет оставаться все меньше места для коррупции. Мы будем прилагать для этого все усилия», – подчеркнул Виктор Янукович 29 сентября в ходе III Международного инвестиционного саммита Donbass Investment Destination.
Обещал Янукович задавить коррупционную гидру и европейцам. В частности, в августе, пребывая в Берлине, президент заявил, что против коррупции будет вестись «большая борьба». А в сентябре, встречаясь с содокладчиком комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по вопросам мониторинга Майлис Репс, президент подчеркнул: усиление борьбы с коррупцией — одна из главных целей украинских властей.
Где же обещанные президентом антикоррупционные законы? И почему КСУ, по сути, дал зеленый свет чиновниками на ведение ими «теневого» бизнеса и сокрытия информации о подобной деятельности? Может потому, что власть почувствовала: Запад уже махнул на Украину рукой?