В Харькове возбуждено уголовное дело в отношении фирмы, предлагавшей украинским гражданам «пожизненный» отдых на зарубежных курортах
Пристальное внимание на харьковскую фирму, предлагавшую украинцам «пожизненный» отдых на лучших зарубежных курортах, правоохранители обратили после публикации в «ФАКТАХ». (Статья «После трехчасовой презентации туристических программ моя жена, словно в трансе, сказала: «У меня такое чувство, что я уже на пляже, в руке — коктейль, а рядом мулат с опахалом отгоняет от меня мух», номер за 23 июля 2010 года. ) В публикации возмущенные люди делились своими впечатлениями от презентации фирмы в харьковском бизнес-центре «Сократ». Дельцы заманивали потенциальных клиентов в офис, чтобы убедить их заключить договор на так называемый таймшер. Это клубная система отдыха, когда человек за сравнительно небольшую сумму на пару недель в году получает в личное пользование апартаменты на каком-либо курорте, а в остальное время там отдыхают другие совладельцы. Таймшеры довольно распространены за рубежом, но в Украине вокруг организации такого отдыха вьется слишком много мошенников. В Харькове, например, их жертвами стали около 50 человек.
— Сотрудники фирмы, имеющей лицензию на «разъяснительно-консультативную деятельность», подыскивали будущих клиентов в наиболее оживленных и посещаемых местах, например, на автомобильных заправках или в крупных супермаркетах. Уже это многих вводило в заблуждение, — считает оперуполномоченный Управления по борьбе с экономическими преступлениями Харьковской областной милиции Денис Ярославский. — Люди думали, что если их приглашают на презентацию на территории автозаправки, значит, проходит какая-то акция именно этой автозаправочной станции, к которой у клиентов уже был определенный кредит доверия. Поэтому без особых раздумий соглашались поучаствовать в мероприятии, обещающем довольно солидный приз. Замечу, что никакого отношения к магазинам, торговым центрам или заправкам данная фирма не имела. Места распространения пригласительных билетов выбирались сотрудниками фирмы самостоятельно, главное условие — многолюдность. Например, одна из пострадавших сообщила, что молодая девушка подошла к ней прямо на улице и заявила: «Вы выиграли приз — заграничную поездку». Поверив незнакомке, женщина лишилась 7,5 тысячи гривен.
По определенным дням, чаще всего в четверг, людей вызывали на офисную презентацию. Причем, что тоже довольно интересно, никто из клиентов до конца не понимал, зачем именно пришел. В основном все хотели получить обещанный приз. Вот здесь и начиналось самое интересное. Людей приглашали в закрытое помещение и очень грамотно, в течение нескольких часов, психологически обрабатывали. Специально обученные сотрудники рассказывали о преимуществах паевого участия в клубном отдыхе и убеждали клиентов в пользе таймшера и необходимости купить его прямо сейчас, поскольку скидки действуют «лишь сегодня».
Цель у таких методов очень простая — снизить критичность восприятия действительности покупателем и заставить его немедленно заключить контракт. В нормальной ситуации подписание договора — долгий юридический процесс. В данном же случае это был настоящий натиск.
Пострадавшие (обычно приглашали семейные пары) жалуются, что их ни на минуту не оставляли наедине, не давали возможности сосредоточиться, обсудить предложение, подумать. Требовали лишь немедленно заплатить деньги. При этом, если у покупателя не было всей суммы (например, 2700 евро), его убеждали заплатить «всего-навсего» тысячу евро, соглашаясь подождать несколько недель. Фактически никто из приглашенных не успевал прочитать подписываемый договор до конца, а именно там и были оговорены все тонкости и нюансы.
Стоит ли уточнять, что в итоге воспользоваться таймшером оказывалось невозможно. На сегодняшний день к нам обратились около 50 пострадавших, и пока не удалось найти ни одного человека, который бы благополучно съездил отдохнуть именно от этой фирмы.
По факту мошенничества возбуждено уголовное дело. Установлено, что работники харьковского общества с ограниченной ответственностью, выдавая себя за туристическую фирму, входили в доверие к гражданам и мошенническим путем завладевали их деньгами. Юридически харьковская фирма — филиал одесской, которая, в свою очередь, является «разъяснительно-консультационным центром» одной иностранной компании. Ведется следствие.
— С точки зрения психологии потенциальные клиенты таких мошенников — вполне нормальные люди, — комментирует ситуацию психолог Лариса Гилева. — Попасть в ловушку может любой человек, тем более что менеджеры таймшер-компаний проходят множество тренингов, на которых их обучают вводить людей в транс.
Понять, что вас гипнотизируют, в большинстве случаев несложно. Но важно это заметить в первые минуты, иначе вскоре вы уже будете готовы рассказать о себе все и отдать любую сумму денег.
Если к вам применяют какую-либо другую технику психологического давления, например, нейро-лингвистическое программирование (НЛП), то, скорее всего, общение будет происходить под ритмичную громкую музыку или хлопки в ладоши.
Интересно, что менеджеры таймшер-компаний и сами нередко впадают в транс. Ведь псевдоспециалисты по туризму обычно очень зависимые и социально неустроенные люди. Их набирают по объявлениям типа: «Работа лицам от 16 до 65 лет, образование — любое, оплата — от 800 долларов в месяц». Эти напористые личности в костюмах легко внушаемы и полностью подконтрольны своим боссам.
В любом случае, у вас есть шанс не попасть в ловушку мошенников. Старайтесь критически осмысливать ситуацию и думать, на самом ли деле вам нужно то, без чего вы прекрасно обходились всю жизнь.
Совет специалиста
- Если вы почувствовали внезапную слабость, невозможность сконцентрироваться, если появилось ощущение, что вас куда-то влечет без вашего на то желания, не исключено, что вас гипнотизируют, — говорит психолог Лариса Гилева. — Постарайтесь тут же сменить позу, а лучше меняйте ее постоянно. Помните: движение мешает гипнотизеру.
Фото с сайта ptsgroup. ru