Россия, видимо, и сама потеряла интерес к СНГ. Скорее всего, она поняла, что Содружество является неэффективным инструментом реализации её интересов
Содружество Независимых Государств (СНГ), которое сегодня существует больше на «бумаге» чем на практике, было создано после распада Советского Союза. Инициатором создания СНГ выступила Москва, идею которой активно поддержали Украина и Белоруссия (впоследствии к новому политическому образованию присоединились и некоторые другие постсоветские республики). Основной целью России в данном случае было сохранение бывших «сестёр» в зоне своего влияния, а формат СНГ должен был помочь в разрешении противоречий, возникших в результате развала СССР.
Для многих советских республик падение империи стало большой неожиданностью. На всесоюзном референдуме, который состоялся в марте 1991 г. и в котором не приняли участия страны Балтии, Армения и Молдавия, большинство избирателей высказалось за сохранение Советского Союза, но с условием его реформы. И сделать это вроде бы удалось – в СНГ в конечном счёте вошли 12 из 15 бывших советских республик, и только балтийские страны отказались это сделать.
СНГ должно было стать аналогом ЕС в Восточной Европе, однако из-за явного доминирования России в этой организации говорить о равноправии всех стран-участниц Содружества не приходится. Её главенство неслучайно, т. к. видимо с самого начала Кремль собирался восстановить большое союзное государство на постсоветском пространстве. Первым этапом проекта должно было стать союзное государство России и Белоруссии. Впоследствии присоединиться к нему было бы предложено другим членам СНГ. Однако союз России и Белоруссии так и не состоялся, а спустя двадцать лет после распада СССР стало ясно, что общее государство в его бывших границах (разумеется во главе с Россией) также не будет создано.
Сильным ударом по СНГ стала российско-грузинская война в августе 2008 г. и последовавшее за ней признание независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны Москвы. Данный шаг России не поддержала ни одна другая стана СНГ. Агрессия против Грузии показала неадекватность России, которую не могли не заметить её партнёры по Содружеству. А Грузия покинула объединение.
Говоря о факторах, которые могли укрепить СНГ (но не сделали этого), следует упомянуть создание Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Если СНГ должно было стать аналогом ЕС, то ОДКБ – чем-то вроде НАТО. Однако вряд ли эта структура коллективной безопасности как-то поможет сохранению СНГ, ведь в ОДКБ вступили только 7 из бывших 12 членов Содружества. Кроме того, у ОДКБ была прекрасная возможность продемонстрировать свою эффективность во время недавних событий в Киргизии (который к тому же является членом организации), однако в данном случае она продемонстрировала лишь свою недееспособность.
Сегодня Россия, видимо, и сама потеряла интерес к СНГ. Скорее всего, она поняла, что Содружество является неэффективным инструментом реализации её интересов. Поэтому началась «игра» с другими постсоветскими проектами, такими как ЕврАзЭС и Таможенный союз. Таким образом Россия пытается достичь намеченных целей, используя меньшие по размеру «межгосударственные клубы», которые сама и создаёт.
В результате в международной политике имя СНГ звучит всё реже. Вероятно, данная организация исчерпала себя как таковая. Формально Содружество может просуществовать ещё долго, однако сейчас оно всё больше напоминает геополитический призрак, и с годами эта тенденция будет лишь усиливаться. Есть и другой момент, снижающий привлекательность СНГ в глазах его членов – переориентация Москвы на «прагматичную экономическую политику» ограничивает возможности других постсоветских республик пользоваться Содружеством как инструментом получения выгоды от России, особенно – энергоресурсов «со скидкой».
Кстати, сегодня о СНГ всё чаще говорят не как о реальной межгосударственной организации, а как о своеобразном клубе глав государств (членов Содружества). Само по себе это неплохо, но клуб президентов и геополитическое объединение стран это всё-таки структуры разного политического уровня.