Если настроение не улучшается несколько недель, нарушен сон, пропал аппетит, невозможно сосредоточиться и работать, к тому же появились навязчивые думы о смысле жизни, надо немедленно проконсультироваться с психотерапевтом
С приходом осени у людей нередко ухудшается настроение. Многие считают, что это уже депрессия. Всегда ли хандра переходит в болезнь, и чем она опасна? Какие методы помогают ее выявить? Как лечить послеродовую депрессию? На эти и другие вопросы наших читателей во время прямой линии «ФАКТОВ» ответила член правления Ассоциации психиатров Украины, психотерапевт Тина Берадзе.
***— Здравствуйте, Тина Игоревна! Беспокоит вас Ирина из Киева. Я прочитала в газете, что осенью люди чаще впадают в депрессию. Правда ли это?
— Научных доказательств этому нет. Если у человека серьезное расстройство (депрессия, шизофрения), то обострение может возникнуть в любое время. Однако известно: из-за недостатка освещения ухудшается настроение. Ведь чем ближе к зиме, тем день короче, солнце чаще скрывается за облаками. Кроме того, ученые заметили: осенью у человека сильнее проявляется усталость. Кажется, парадокс, ведь летом большинство людей отдыхает. Но, готовясь к отпуску, многие строят слишком большие планы, надеясь: вот вырвутся с работы — и произойдет чудо, что-то изменится. Проходят две недели отпуска, а психика не отдохнула: неделя нужна только на то, чтобы адаптироваться на новом месте. Выйдя на работу, человек чувствует усталость и неудовлетворенность — врачи называют это послеотпускным синдромом.
Есть еще одна причина ухудшения настроения — несовпадение ритмов. Наши предки интенсивно работали весной и летом, осенью собирали урожай, а зимой, когда земля отдыхает, нагрузка снижалась. Современному человеку приходится трудиться круглый год, а ведь он подчиняется ритмам природы и ему нужно отдыхать. Более того, с каждым годом темпы жизни ускоряются, и если организм не справляется с нагрузкой, психика может расстроиться. Сегодня тревожные и депрессивные состояния у людей выявляют намного чаще, чем, скажем, лет 20 назад. А все потому, что мы идем против природы
— Где та грань, за которой подавленное и тревожное настроение переходит в болезнь — депрессию?
— Прежде чем поставить такой диагноз, важно выяснить, в чем его причина. Если случилось горе, человек пережил сильный стресс, то тоска и тревожность понятны. Но если настроение не улучшается несколько недель, нарушен сон, пропал аппетит, невозможно сосредоточиться и работать, вдобавок появились мысли, стоит ли дальше жить, — это реальные признаки заболевания. Бывают случаи, когда после пережитой трагедии человек выглядит радостным — это тоже ненормальная реакция. Тревожные симптомы нельзя оставлять без внимания: в депрессивном состоянии можно совершить самоубийство. От этой болезни погибает большей людей, чем от инфаркта.
***— Звонит Раиса Тимофеевна, живу в городе Кривой Рог. Скажите, пожалуйста, правда ли, что чаще хандрят женщины, чем мужчины?
— Нет, природа так распорядилась, что эмоционально менее устойчивы представители сильного пола. Однако в некоторые периоды жизни, например, при родах, женщина становится уязвимой. Существует даже термин послеродовая депрессия. Дело в том, что после рождения ребенка в организме матери повышается выработка пролактина (гормон гипофиза), который не только контролирует выработку грудного молока, но и способствует развитию депрессии. Почему это происходит, никто не может точно сказать. Мне кажется, так природа защищает ребенка, чтобы мама сосредоточила внимание только на нем: кормила, ухаживала и больше ничем не интересовалась. В остальное время у женщины наличие пролактина компенсируется другими веществами.
— Как можно подтвердить, что человек заболел депрессией?
— Обычно проводят анализ гормонов. Снижение уровня эстрогена может говорить о том, что возник дефицит серотонина — вещества, которое иногда называют гормоном счастья. Вслед за этим обычно тянется цепочка других гормональных изменений. Анализы помогут прямо или косвенно оценить уровень серотонина, допамина и норадреналина, отвечающих за эмоциональную устойчивость. У нас есть лаборатории, которые выполняют такие анализы. При этом человек сам может сравнить свои данные с показателями нормы и убедиться: заболевание есть и нужно лечиться.
*** — Добрый день, это Светлана Павловна, киевлянка. Я хотела бы научиться выходить из тяжелых ситуаций с минимальными потерями. Как нужно действовать, чтобы подавленное настроение не перешло в депрессию?
— Если у человека нет предрасположенности к депрессии, то маловероятно, что скверное расположение духа осложнится заболеванием. Склонность к депрессии может передаваться с генами так же, как, например, сахарный диабет, при котором организму не хватает гормона инсулина. Депрессивные расстройства развиваются при дефиците особых веществ — серотонина, допамина и норадреналина. Это научный факт, за доказательство которого трое ученых, изучающих преобразования в нервной системе, в свое время получили Нобелевскую премию. С помощью анализа крови легко подтвердить или снять диагноз депрессия. Многие думают, что человека надо взбодрить, растормошить, заставить взять себя в руки, если у него плохое настроение. А ему нужна медикаментозная помощь. К сожалению, при запущенной болезни избавиться от этого состояния бывает довольно сложно. На Западе считают, что депрессия выбивает человека из строя минимум на шесть месяцев.
— Скажите, кто быстрее выздоравливает от депрессии — мужчины или женщины?
— Все зависит от психологии человека, его природных данных. При любой болезни важно оставаться оптимистом. Однажды проводили исследования, в которых участвовали пациенты одного пола с одним и тем же онкологическим заболеванием и примерно одинаковым медицинским прогнозом. Люди, верящие в исцеление, проявляли характер, не прекращали бороться и жили дольше, чем те, кто, услышав диагноз рак, опускали руки. Так же и в лечении депрессии. Если человек хочет выздороветь, то любому врачу будет легче его лечить. Иначе даже банальная простуда или грипп могут закончиться печально.
«О симптомах послеродовой депрессии беременная может узнать из обменной карты»
*** — Это «ФАКТЫ»? Ирина, киевлянка. Хорошо помню, как после рождения дочери я впала в депрессию: качаю коляску и рыдаю от жалости к себе. Я не выходила из дома, казалось, что друзья обо мне забыли, муж мною не интересуется С проблемами справилась, хотя было очень тяжело. Посоветуйте, как справиться с таким состоянием?
— Самые опасные — первые пять дней после родов, когда происходит сильнейший выброс гормона пролактина. В результате вырабатывается грудное молоко и может нарастать депрессия. Через неделю уровень пролактина обычно нормализуется. Но если депрессия прогрессирует и женщина несколько недель находится в подавленном состоянии, то она может натворить немало бед. Иногда бывает, что мамы убивают своих новорожденных детей. Совсем недавно средства массовой информации написали, как в одном из роддомов Луганской области роженица пыталась задушить своего младенца — это случилось на четвертый день после его появления на свет. В вашей газете был материал о жительнице Днепропетровской области, которая в течение 16 лет убивала детей сразу после родов и хранила их трупы в пакетах на балконе. Здоровый человек такого не совершит. Скорее всего, у женщины возникла послеродовая депрессия, которая перешла в психоз. Не исключено, что детишек можно было спасти, если бы родственники вовремя заметили изменения в поведении женщины и обратились к врачу.
К сожалению, на послеродовую депрессию в нашей стране до недавнего времени редко обращали внимание. Лишь последние четыре года появились рекомендации, разработанные психотерапевтами в сотрудничестве с детским фондом Организации Объединенных Наций — ЮНИСЕФ. Важно знать, что при депрессии женщине надо помочь. Первым заболевание матери может заметить педиатр, который периодически осматривает ребенка. Поэтому Ассоциация психиатров Украины провела курсы для врачей этой специальности: важно, чтобы они знали признаки депрессии, раньше выявляли заболевание и вовремя принимали меры. Симптомы послеродовой депрессии напечатаны на обменной карте, которая выдается беременной, и эта информация может оказаться полезной не только женщине, но и мужу, ближайшим родственникам, если они заподозрят неладное.
— Какие методы используют в лечении послеродовой депрессии?
— Специалист может назначить антидепрессанты, которые повышают уровень серотонина, и порекомендует, как правильно их принимать кормящей маме. Если лекарство выводится из организма через 11 часов после приема, то в течение этого времени женщине нужно пропустить одно или два кормления, чтобы не навредить ребенку. О послеродовой депрессии и других нарушениях психического здоровья можно узнать на сайте www. formentalhealth. org.
*** — Катерина из Винницы. Я читала, что в США люди обращаются к психотерапевту так же, как, скажем, к лор-врачу или хирургу. В нашей стране о психических расстройствах предпочитают молчать Почему так происходит?
— Многие помнят советские времена, когда медики с легкостью ставили клеймо психически больного на тех, кто не принимал существующих порядков. Достаточно было установить расплывчатый диагноз «вялотекущая шизофрения» — как будто психически болен, но не сильно. Например, генерала Петра Григоренко, агитировавшего за свободные выборы, суд признал невменяемым, и его изолировали в психиатрическую больницу. А когда украинский психиатр Семен Глузман провел заочную экспертизу по делу генерала и опроверг диагноз, то сам получил семь лет лагерей строгого режима и три года ссылки. Из-за того что психиатрия в республиках Союза использовалась в карательных целях, советских специалистов исключили из Всемирной ассоциации психиатров. Обратно приняли лишь в 1994 году. Сегодня психиатрия изменилась, появились новые методы лечения болезней и расстройств, но люди, к сожалению, настороженно относятся к психиатрам.
***— Это прямая линия? Сергей, житель Кировограда. Недавно я обратился к кардиологу по поводу боли в сердце — оно сжимается из-за непонятной тревоги, к тому же мучает бессонница. После обследования доктор сказал: с сердцем все в порядке, а вот вегетососудистую дистонию нужно полечить гидазепамом. Я прочитал инструкцию к препарату — там столько побочных действий
— Начну с того, что в мире нет болезни под названием вегетососудистая дистония, хотя у нас этот диагноз можно услышать от врачей разных специальностей: кардиологов, терапевтов, гинекологов Что это такое — не знает никто, но пытаются лечить. Кстати, гидазепам — это транквилизатор. Он снижает тревожность и страх, но может вызвать сонливость, ухудшение реакции, концентрации внимания. Из-за этого препарата у мужчин снижается потенция, к тому же нередко возникает зависимость. В мире гидазепам не применяют, потому что он «отупляет» человека. К сожалению, у нас его назначают Я где-то читала, будто гидазепам создали для солдат на случай атомной войны — чтобы они не думали и не паниковали. Рекомендую вам обратиться к психотерапевту, потому что тревожность, бессонница и непонятные боли в сердце могут быть признаками депрессии. В таких случаях вам лучше помогут антидепрессанты.
***— Лариса из Киева. В течение десяти лет я иногда ощущаю приливы сильного страха, и меня бросает в пот. Обратилась к терапевту, а он посоветовал сделать уколы ботокса в подмышки, чтобы уменьшить потливость
— Скорее всего, у вас возникают панические атаки, и вы не избавитесь от них, воздействуя на следствие, а не на причину. Когда человек ощущает страх, организм выбрасывает огромное количество адреналина. От панических атак можно избавиться, если будет найдена причина тревоги. Нередко это результат сильной психической травмы, которая остается в подсознании, если нервная система с ней не справляется. Специалист может назначить сеансы психотерапии с применением психоанализа, возможно, понадобится медикаментозная коррекция уровня адреналина. Часто бывает, что человека годами мучают панические атаки, а избавляется он от них буквально в течение двух-четырех недель. Иногда, чтобы помочь больному, психотерапевту достаточно просто постоять рядом.
— Можно ли быть уверенным, что после психотерапии панические атаки не повторятся?
— Да, если лечение проведено правильно. Но самое сложное при этом — выявить причину. Если до нее не докопались, то человек в определенной обстановке снова может запаниковать. Обычно он не понимает, что с ним происходит. В таких случаях даже профессионал не может поставить себе диагноз. Например, я заметила, что мне всегда жарко в метро, решила — виновата духота, и перестала ездить этим видом транспорта. Однажды я побывала на конгрессе в Париже и пришлось куда-то добираться в метро. Вошла — и моментально покрылась испариной, стала задыхаться А украинский коллега сказал: «Да у тебя же паническая атака!» Начали искать причину, и тут я вспомнила: в 90-х годах приехала в США, и однажды в нью-йоркском метро у меня на глазах убили человека Ужас, который тогда пережила, стерся из памяти, а в подсознании остался. Ничто не проходит бесследно. И даже психотерапевтам бывает нужна помощь коллег.
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»