Світ

Москва и ее междумэрье

9:00 — 16 жовтня 2010 eye 624

… всех, кого передёргивает от слова «Москва», просим не читать…

Российские политические новости полны чего угодно — от грантов, которые правящая в стране партия собирается выделить областным организациям, удачно выступившим в ходе последних местных выборов, до червяка, которого ищут в тарелке тверского губернатора. Можно подумать, что никакой политической жизни в стране нет, все хорошо, спокойно, стабильно, осталось разве что ходить в спортзал со Шваценеггером.

Но на самом-то деле политика не в том, что есть, а в том, чего нет. Нет московского мэра. Конечно, у президента России есть все возможности предложить его даже сегодня — или в начале следующей недели. Но внимательному наблюдателю нетрудно заметить, что президент не спешит с выдвижением московского градоначальника. И это при том, что формально именно он был чуть ли не инициатором составления списка четырех достойных людей, один из которых и должен прибрать к рукам все московские ресурсы. Казалось бы, что стоит определиться с самым достойным? Тем более что с момента опубликования списка кандидатов на пост мэра наблюдатели утверждали, что руководителя аппарата правительства России Сергея Собянина не стали бы выдвигать в мэры просто так, что должность у него уже в кармане. Тем более что президент уже провел встречи с каждым из четырех достойных. И поди-ка — не может определиться. А вернее, не хочет.

Выгнать Лужкова — это еще не значит получить Москву. Вероятно, именно об этом думает президент, глядя на список претендентов на пост главы российской столицы. Если упростить этот список до клановой принадлежности, в нем пара путинских и пара лужковских. Конечно, можно сказать, что Валерий Шанцев не совсем лужковский, что у него были свои счеты с отставленным мэром и именно поэтому он оказался в Нижнем Новгороде. Но как бы там ни было, а Шанцев всей своей политической биографией связан с той группировкой, которая сейчас управляет Москвой. И Швецова с нею связана — она, можно сказать, соль этой знаменитой команды, когда-то создававшейся бывшими секретарями ЦК ВЛКСМ буквально с чистого листа.

А Собянин и Левитин связаны с Путиным. Президентских ставленников в этом списке нет. Можно сказать, что президенту дали проявить царский гнев и расправиться со взбрыкнувшим боярином, но не отдали ему Москву — Москву, голубую мечту любого российского чиновника!

И понятно, почему президент медлит. Ему не хочется называть ни одной из предложенных им же кандидатур. Ему хочется придумать какую-нибудь конструкцию, которая позволила бы ощущать себя хозяином города — ну хоть немножко! Именно поэтому из Кремля все время приходит противоречивая информация — то о том, что совмещенные Лужковым должности мэра и главы московского правительства разделят, то о том, что оставят объединенными, то о том, что может появиться должность вице-премьера России по развитию столичного региона. И в каждой из этих новостей видится отражение судорожной борьбы за московские деньги, попытка получить доступ хотя бы к чему-то тогда, когда потенциальный хозяин уже обозначен, желание понять, с кем будет проще — с лишенными своего вождя, но затаившими ненависть лужковскими или все еще сохраняющими собственного лидера, но ориентированными только на него путинскими. Понять все это, вырулить из настоящей политической и аппаратной интриги Медведеву непросто — это все же не автопробеги с Януковичем или походы в спортзал со Шварценеггером, тут считать надо, тут ошибиться нельзя.

Вот поэтому он и медлит.