Глава комитета Верховной Рады предлагает запретить плановые проверки предприятий, распустить налоговую милицию, сохранить упрощенную систему налогообложения и на 20-30 процентов снизить налоги
С экранов телевизоров политики то и дело говорят о реформах. Однако у наших сограждан это слово все чаще вызывает скорее негативную реакцию, ведь оно прочно ассоциируется с другим словом — «непопулярные». Что же на самом деле происходит в украинской экономике и оправданны ли опасения людей? Об этом мы спросили главу парламентского Комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталию Королевскую.
— Наталия Юрьевна, прошло восемь месяцев после выборов. Много говорилось, что смена власти — это самый удачный период для проведения реформ. Как вы считаете, удалось что-то сделать?
— Страна пришла в движение, с этим соглашаются все. Но в каком направлении она движется? Сейчас мы стоим на развилке. Можно пойти по пути жестких серьезных реформ, понимая, что многие государственные институты слишком поздно реформировать, их нужно попросту демонтировать. Но есть ли на это политическая воля? Какие технологии будут использованы для реформирования и какой ресурс есть для того, чтобы проводить реформы? Второй путь — имитация реформ, создание имиджа псевдореформаторов, подмена реформ красивыми рекламными кампаниями. Этот путь приведет к тому, что через какое-то время слово «реформа» станет ругательным и будет вызывать такое же недоверие у людей, как в свое время слово «приватизация».
Поэтому моя позиция — стране нужны реальные реформы, а не их имитация, которая приводит к ухудшению уровня жизни людей. Власть говорит о реформе пенсионной системы и начинает с поднятия пенсионного возраста. Это не реформа, а шок, который может стать трагедией для многих семей. Реформировать пенсионную систему нужно путем улучшения демографической ситуации, детенизации экономики, более прозрачного распределения средств Пенсионного фонда. Через различные фонды социального страхования, как в черную дыру, улетают миллиардные средства. Финансовый ресурс для обеспечения пенсионеров есть, но насколько эффективно этот ресурс сегодня используется? Такая задача не решается в два действия. Это тщательная профессиональная, детальная работа — построение эффективного государственного управления, в том числе Пенсионным фондом.
— Неужели и тарифы на услуги ЖКХ можно было не поднимать?
— Повышение тарифов — еще одна шоковая псевдореформа. Повысили тарифы сейчас, будут еще раз повышать весной. Реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства как не было, так и нет. Хотя технологии, которые используются в сфере жилищно-коммунального хозяйства во всем мире, позволяют удерживать низкие тарифы и при этом предоставлять качественные услуги. У нас опять пошли по пути наименьшего сопротивления: ради решения финансовых проблем «Нефтегаза» поднимем тарифы. За счет всех людей пытаются решить проблему госмонополии. Почему не привлекают инвестиции? Мы же подготовили и приняли закон о государственно-частном партнерстве. Привлекайте ресурсы, инвесторов, проводите модернизацию, внедряйте новые технологии Сделайте, наконец, ребрендинг экономики — замените подход «взять» на подход «дать».
— Хорошо. Тогда объясните, как вы оцениваете новый Налоговый кодекс?
— Это шок для всей экономики! Со своей стороны мы подготовили ко второму чтению базовые поправки, на принятии которых будем настаивать. Если то, что представил вице-премьер Сергей Тигипко в первом варианте, было братской могилой для всего бизнеса, то нынешний вариант — это налоговый рай для одних бизнесменов и налоговый ад для других. Принятие Налогового кодекса в таком виде обернется колоссальным переходом бизнеса в нелегальное поле. Страх перед такой громадной конфискационной машиной, которая заложена в налоговую систему, уже заморозил предпринимательскую активность. И это очень плохо для экономики, ведь деловой климат сегодня в стране и так очень нестабилен. Мы перешли из кризиса в депрессию, и для того, чтобы выйти из депрессии, необходимы не шоковые, а стимулирующие меры. В первую очередь власть должна бороться с коррупцией, а не с предпринимателями. В качестве первого шага мы предложили принять пять простых мер, которые работают во всем мире, и работают очень эффективно.
— Вы как-то назвали их шоковой терапией для чиновников.
— Да, это шоковая терапия для чиновников, для бюрократов. Первая мера — отмена плановых проверок предприятий. Мне непонятно, что значит плановая «проверка»? На основании чего инспекторы приходят на предприятие и планово проверяют? Если есть замечания, жалобы, соберите эти материалы, придите, проверьте. Но не чаще чем раз в три года! Следующее предложение касается вновь созданного бизнеса, который не успел зарегистрироваться, а к нему уже бегут: где наша доля? Поэтому мы предлагаем, как это сделано в Белоруссии, ввести запрет на какие-либо проверки на протяжении первых двух лет существования нового предприятия. Далее, в новом кодексе налоги снижаются на 2-3 процента. Мы с бизнесом обсуждали эту тему. Все прекрасно понимают, что инфляция, административные затраты съедят эти проценты и снижения никто не успеет даже заметить. При доле теневой экономики на уровне 45 процентов нужно радикальное снижение ставок на 20-30 процентов — не меньше. Тогда будет результат. Четвертое: нужно оставить в покое упрощенную систему. Меня шокировало заявление представителей власти, что малого бизнеса в стране нет и это все нанятые люди олигархов. Как видно, представители власти слишком оторваны от народа и с трудом понимают вообще структуру бизнеса в стране.
— А пятая мера?
— Пятая мера — это ликвидация самых одиозных контролирующих органов — таких, как налоговая милиция. Мне непонятны функция и задачи, стоящие перед этой организацией. Это что — государственный рэкет? Разумеется, предложенные меры — лишь начало процесса по созданию нормального диалога власти и бизнеса. И предприниматели здесь должны занять активную позицию. На парламентских слушаниях я обратилась к представителям бизнеса, сказав, что если они не сформулируют «заявку для власти», не предоставят свое видение реформы, то чиновники в очередной раз напишут эти правила без бизнеса и напишут их под себя, как мы видим это на примере Налогового кодекса. И потом на протяжении многих лет мы будем вновь дискутировать, почему нам так тяжело живется.
— Говоря о парламентских слушаниях, которые недавно проводил ваш комитет, Владимир Литвин сказал, что «власть там фактически проиграла». На этих слушаниях вы достаточно критически оценили состояние украинской экономики. Все действительно так плохо?
— Конечно, куда приятнее давать оптимистические прогнозы: всем раздать розовые очки и заставить поверить, что у нас все прекрасно. Но нужно быть реалистами, объективно оценить ситуацию в стране и двигаться дальше. Когда во Франции крестьяне бунтовали из-за голода, королева Мария-Антуанетта высокомерно заявила: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные». Похожую позицию заняла нынешняя власть, неспособная совладать с ростом цен на гречку, на яйца, на мясо. В сбалансированной экономике работает долгосрочное прогнозирование, составляются балансы продовольствия, давно научились регулировать скачки цен при помощи рыночных инструментов. У нас же о повышении цен чиновники узнают из газет. И только после этого начинают принимать меры. Оценивая экономическую ситуацию, я всегда стараюсь занять взвешенную позицию «экономического патриотизма». Она заключается в том, чтобы поддерживать все прогрессивное, развивающее экономику страны и критиковать то, что отбрасывает нас назад.
— Вы упомянули, что в Верховной Раде принимаются хорошие законы, но они не работают. Хорошо. Тогда, может быть, вы знаете, как с этим бороться?
— Наш комитет совместно с общественными организациями разработал пакет экономических мер «Реанимация». Программа состоит из трех частей. Первая — это контроль над выполнением действующих законов и концентрация усилий на их выполнении. Сегодня уже подготовлен пакет невыполнения законов, мы получаем его от общественных организаций и предпринимателей. Вторая часть программы «Реанимация» заключается в мониторинге всех экономических законопроектов, которые находятся в Верховной Раде, независимо от политической принадлежности их авторов. Цель мониторинга — совместно с экспертами отобрать те из законопроектов, которые смогут оживить экономику, и как можно быстрее проголосовать за них в сессионном зале. И третьим пунктом программы предполагается выявление в экономике болевых точек, которые требуют законодательного урегулирования. Параллельно мы вносим в парламент законопроекты, которые должны быть приняты в кратчайшие сроки. Очень важно, что программа «Реанимация» — это не политический проект. Среди законодательных актов, которые включены в нее, есть документы под авторством депутатов как от власти, так и от оппозиции. Наша цель находится вне политики. Поэтому мы надеемся, что нам удастся консолидировать парламент и реанимировать экономику страны этим пакетом реформ.
Кроме того, по просьбе предпринимателей, чтобы уберечь их от чиновничьего беспредела, мы пришли к необходимости создания временной следственной комиссии Верховной Рады для расследования фактов нарушения прав предпринимателей и незаконного их преследования. Основанием для такой инициативы стали факты давления и преследования представителей предпринимательства, о которых они заявляли во время недавних парламентских слушаний на тему «Экономические реформы: реальность и ожидания украинского бизнеса», инициированных и проведенных нашим комитетом.
Мы будем делать все возможное, чтобы разорвать порочный круг лжи и коррупции в экономике. Главное — у нас есть колоссальный потенциал возможностей быть сильным, экономически независимым государством.