Світ

Отношения между Россией и Европой станут безвизовыми в ближайшие 10-15 лет

10:02 — 20 жовтня 2010 eye 448

А сами страны образуют единое экономическое пространство. С таким заявлением выступил французский президент Николя Саркози, принимая в курортном городе Довиль Дмитрия Медведева и Ангелу Меркель. Лидеры России, Германии и Франции обсудили дальнейшее сотрудничество России с ЕС и новый Договор о безопасности в Евроатлантике. Там же в Довиле, наконец, разрешилась интрига вокруг участия России в ноябрьском саммите НАТО в Лиссабоне. Медведев заявил, что поедет туда сам.

Население опустевшего не в сезон Довиля в эти дни составляют преимущественно журналисты и полицейские: к вопросу безопасности трёх глав государств во Франции отнеслись очень серьёзно. C металлоискателями прочесали каждый сантиметр знаменитого пляжа. Всего в 200 километрах отсюда в пригородах Парижа поджигает покрышки недовольная реформами Саркози молодёжь, но в самом Довиле французского президента и его коллег от решения важных внешнеполитических проблем не отвлекает ничто.

В таком формате — два президента и канцлер — лидеры России, Франции и Германии не собирались с 2006 года. Тогда Путин, Ширак и Меркель встречались в другом живописном французском местечке Компьене. С тех пор европейский политический ландшафт несколько изменился, а переговоры в Довиле ещё до их начала вызвали недовольство Вашингтона. Кто-то из чиновников американского госдепа, правда, на условиях анонимности выразил его на страницах The New York Times: «С каких это пор европейская безопасность — не наше дело, а забота России и Европы?» Конец цитаты.

Но сегодня за столом переговоров представителей США не было, а на столе лежало вполне конкретное российское предложение: Договор о европейской безопасности.

«Есть целый ряд идей, включая и российскую идею Договора о европейской безопасности. Коллеги готовы к тому, чтобы также продолжать рассматривать и эту идею тоже. Мы говорили о сотрудничестве между Россией и НАТО. Это важный разговор, содержательный и полезный. И здесь я хотел бы объявить о том, что я поеду на саммит Россия-НАТО, который состоится 20 ноября в Лиссабоне. Мне кажется, это будет способствовать нахождению должных компромиссов и в целом развитию диалога между РФ и Северо-Атлантическим альянсом».  — отметил Дмитрий Медведев.

От саммита НАТО в Лиссабоне ждут многого: организация должна принять новую стратегию и избавиться от идеологического наследства «холодной войны». Консультирует альянс в имиджевых вопросах бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт. России Вашингтон и Брюссель предлагают место в новой глобальной архитектуре ПРО.

«Мы услышали то, что нам говорится в отношении идеи подключения России к глобальной ПРО. Эта тема была предложена и в повестку дня наших отношений, наших отношений с НАТО. Сейчас мы оцениваем идею этого предложения. Но я думаю, что и само НАТО должно понять, в каком плане они видят присоединение России к этой системе, что это даст, в каком ключе могут быть достигнуты соглашения, и как дальше работать. Вот только исходя из оценки этого предложения мы и сможем дать ответ о том, как мы будем дальше работать применительно к идее европейской ПРО», — прокомментировал идею присоединения России к глобальной противоракетной обороне президент России.

Вопрос, который напрямую касается безопасности, но при этом для миллионов российских граждан куда более злободневный, чем противоракетная оборона: отмена виз с Евросоюзом.

«Все понимают, что визы нужно отменить. Все понимают, что это невозможно сделать просто волевым, нажимным путём. Поэтому мы договорились о двух вещах, применительно к нашим странам. Мы понимаем, что это должен быть процесс. Нужно только оценить рамки этого процесса. И мы понимаем, что этот процесс должен иметь свою дорожную карту. Значит, вот на основе двух этих позиций мы и будем дальше работать. Следующий раунд консультаций, он должен уже, естественно, проходить с участием всех сторон. А я полагаю, что это было бы разумно сделать в ходе работы с Еврокомиссией в рамках посещения Брюсселя», — пояснил Медведев.

«Германия сделала уже облегчения по краткосрочным визам. Я считаю, что мы должны продвигаться вперёд пошагово. Мы сегодня сказали, что эти шаги должны ясно прорисовываться, просматриваться. И я понимаю, что Россия не хочет, чтобы это откладывалось в долгий ящик», — представила позицию Германии канцлер Ангела Меркель.

«Я думаю, что через 10-15 лет видение будущего будет таким: общее экономическое пространство между Евросоюзом и Россией, с отменой визового режима и с общей концепцией безопасности», — позволил себе помечтать президент Франции Николя Саркози.

Но справится ли через эти 10-15 лет доллар со своей функцией резервной валюты? Все трое лидеров согласились: обсуждать это нужно уже сейчас, тем более, что Франция принимает председательство в «Большой восьмёрке» и «двадцатке», где такие вопросы и решаются. Последний серьёзный разговор на тему мировых валют был в американском Бреттон-Вудсе в середине прошлого века.

«Вопрос в том, какая будет валютно-финансовая система в ближайшие 20-30 лет. Достаточно ли того, о чём договорились в середине XX века. Общий ответ — недостаточно. Мы изначально придерживались позиции, что нам нужно договариваться об этом. И вообще «двадцатке» пора сделать что-нибудь окончательное. Что-то такое окончательное, что можно вложить в это. Это, безусловно, фундаментальные договоренности», — прокомментировал Дмитрий Медведев ситуацию в мировой валютно-финансовой системе.

Оказавшись за одним столом, лидеры трёх стран не могли не обсудить и обычную международную проблематику: Ближний Восток, Иран.

«Мы договорились о том, что мы будем стараться придерживаться тех подходов, которые были выработаны. Мы должны, с одной стороны, следовать тем санкциям, которые были одобрены, с другой стороны, подталкивать, побуждать Иран к сотрудничеству по всем вопросам», — напомнил президент России.

О месте следующей встречи пока не договаривались, но французский президент почему-то настаивает на Германии.

«Я думаю, что этот формат будет продолжаться. У него хорошее будущее. Не знаю, когда и где будет следующая встреча, если я правильно понял, то в Германии», — предположил Николя Саркози.

«Ну, мы с Ангелой договоримся тогда», — ответил Дмитрий Медведев.

«Да. Дамам дорога, да? Всегда пропускать женщин вперед — это хорошая вещь. Но мы поговорим об этом», — пообещала Ангела Меркель.

И Дмитрий Медведев, и Ангела Меркель на пресс-конференции не уставали благодарить Николя Саркози за удачное место для встречи. И немцы, и русские этот курорт давно облюбовали.

Русский след на этом Нормандском пляже не исчезает с самого дня основания города Довиля 150 лет тому назад. Сама идея собрать у этой полоски песка сильных и богатых мира сего принадлежит княгине Софье Трубецкой и её супругу, французскому герцогу. С тех пор курорт был законодателем каких угодно мод: пляжных, спортивных, кинематографических, но только не политических. Но сегодня в истории этого прославленного приморского городка может появиться неожиданная страница.